ЙОГА
Моё знакомство с йогой произошло ещё в детстве, когда мой отец, всегда высоко ценивший физкультуру и спорт, увлекся и этой оздоровительной практикой.
Это было время начала 70-х годов прошлого века, когда никакой специальной литературы по йоге в стране не было, но в какой-то период в нескольких номерах журнала "Наука и жизнь" прошел цикл публикаций о системе йоговских упражнений и потом долгие годы по стране ходили сшитые листки или рукописные тетради с перепечатками и перерисовками из этих журналов.
Такая же вот толстая, формата А4, тетрадь с рисунками асан и рукописными инструкциями к упражнениям была и у моего отца (благо, что он художник и проблем с зарисовками у него не было :))
Начав заниматься сам, отец увлек и нас с братом.
Хорошо помню эти действительно увлекательнейшие занятия, полные смеха, веселой возни, когда можно было стоять на голове не в переносном смысле, а в самом прямом, и при этом получать удовольствие и одобрение :)
Конечно же, кроме физических и дыхательных упражнений, а так же некоторых сведений по гигиене йогов, ни о каких других аспектах колоссальной йогической культуры, в тех давних публикациях и речи не шло, хотя все эти упражнения - лишь верхушка громадного айсберга, целого континента мудрости, духовной красоты, гармонии...
Внутренняя сторона йоги тогда была не доступна, но зато моё тело, в то время ещё не обремененное никакими идеологическими установками и житейскими проблемами, доступную часть йогической культуры восприняло очень хорошо.
Может быть именно этот детский опыт явился причиной моего всепоглощающего интереса к восточной, особенно индийской философии в период юности.
Это было время конца 80-х - начала 90-х, когда на наше общество буквально обрушилась лавина новой информации во всех сферах жизни. Стала доступна литература, десятилетиями бывшая в подполье, появилось много новых авторов, писавших на запретные ранее темы.
В тот период в числе многих других филосфских систем, я знакомился и с философией йоги. А это в свою очередь дало новый импульс к занятиям. Только теперь центр тяжести в этих занятиях сместился от выполнения асан к медитативной практике - явлению, для меня тогда совершенно новому и не понятному, хотя и безумно интересному.
Медитацией в то время бредили все, кто хоть в какой-то степени интересовался востоком. Существовало немыслимое количество интерпретаций этого явления, множество мнений, суждений и концепций. Появилось множество "учителей и наставников", обучающих медитации и якобы вполне компетентных в этом плане. Чаще всего этому явлению придавался либо религиозно-мистический, либо оккультно-магический характер, нередко оно противопоставлялось логике и разуму. И конечно же, такая "медитативная практика" людей до добра не доводила...
Разобраться в этом хитросплетении было непросто, но деваться было некуда, поскольку интерес был огромный. И я потихоньку разбирался. И с научной стороны (в Университете пошел специализироваться на кафедру религиоведения) и с практической - через общение, посещение различных групп, тренингов и т.д. А так же через мытарства по разным "гуру", выражавшиеся с одной стороны в потере времени (с точки зрения здравого смысла), но с другой стороны - в приобретении опыта и обретения некоего тонкого чутья на подобных "гуру", своеобразного иммунитета к такого рода мишуре...
Со временем ажиотаж вокруг всего неведомого и таинственного в широких массах благополучно угас. В основном общество всем этим наигралось и переболело. И сейчас осталось только то, что действительно может быть интегрировано в современные ритмы и то, что может хоть как то помогать человеку выдерживать эти ритмы и компенсировать нагрузки.
Когда у меня накопилось достаточно опыта индивидуальной практики, как-то само собой получилось, что я начал вести группы йоги. Когда же я пришел работать в театр, то у меня началась регулярная групповая работа. В этой работе я всегда стремился к синтезу йоги и современной практической психологии, с которой интенсивно знакомился в этот же период.
В современных психотехниках существует очень большое разнообразие форм работы, эти психотехники очень современны и хорошо "заточены" под наше сознание. Но в них не хватает некой глубины, они направлены в основном на достижение относительно поверхностных целей. В йоге же есть глубина, она направлена к самой сути человеческой природы, но нет такого разнообразия форм работы с современным европейским сознанием. Поэтому меня более всего интересовал именно синтез йоги и психологии, тем более, что работа в театре - в динамичной, творческой, тонко реагирующей среде, очень к этому располагала.
Постепенно у меня сложилась своя система практики которая гораздо позже была оформлена в особую практику, которую я обозначил как "спонтанная йога".
С тех пор я периодически вел групповые занятия в разных местах и если поступают соответствующие предложения, веду их и сейчас.
Чаще же в последнее время я занимаюсь йогой индивидуально (или в составе семейной пары) со своими массажными клиентами.
"Йога" в переводе означает «связь» или «соединение».
В древности под этим термином подразумевалась реализация некой глубинной человеческой связи с Божественным Источником, со Вселенским Единством, с Духом и т.п. Но это касается "чистой", аутентичной йоги, реализовать которую в наших условиях вряд ли возможно.
В условиях современной городской жизни, говоря о смысле самого понятия йоги, мы подразумеваем то, что эта система может пробуждать и обеспечивать связь человеческого организма с его глубинными возможностями, поистине огромными, но заблокированными и подавленными существующей действительностью. Это связь с глубинной системой саморегуляции организма, с глубинной системой его самовосстановления и саморегенерации. Кроме того, это связь и с глубинной системой психической гармонизации, восстановления психического равновесия и восполнения душевных сил, утраченных в терниях нашей крайне усложнённой жизни.Упражнения хатха-йоги обеспечивают снабжение всего тела свежей кровью, омолаживают железы внутренней секреции и прочие жизненно важные органы, регулируют ритм дыхания и успокаивают нервы.
Йогические асаны, не создавая излишней нагрузки на сердце, повышают тонус мышц и нервов, улучшают их кровоснабжение и улучшают мыслительные способности. Как известно, с помощью йоги можно снять усталость, успокоить нервы и привести в порядок мысли.
Есть совсем простые асаны, которые выполняются очень легко, но при этом замечательно тонизируют организм и уравновешивают психику.Великий индийский мудрец Патанджали в своей «Йога-Сутре» говорит: «Контроль дыхания (пранаяма) и устойчивые позы (асаны) тесно связаны с деятельностью ума», т.е. уже на ранних стадиях формирования, эта система была ориентирована на психологическую регуляцию.
Даже после совсем не продолжительных занятий йоговскими асанами нередко ощущается заметный прилив сил. За счет специфической конфигурации энергетических каналов во время выполнения асан, энергия в теле аккумулируется и сохраняется, а не растрачивается, как это нередко бывает в упражнениях различных современных систем типа шейпинга или аэробики.
Выполняя асаны, мы как бы подзаряжаем внутренние аккумуляторы нашего тела и энергетизируем его, чем восстанавливаем саму основу нашего здоровья.Существует не одна сотня йогических поз, около 80 из них считаются важнейшими, однако для поддержания здоровья вполне достаточно десяти - пятнадцати. В процессе обучения будут подбираться те упражнения, которые максимально соответствуют нуждам конкретного организма. В результате обучения будет подобран целостный комплекс упражнений, состоящий из небольшого набора асан, который без особых сложностей может вписаться в образ жизни и стать его неотъемлемой частью.
Кроме того, при соответствующем запросе, в рамках этого обучающего курса можно будет познакомится с основами медитативной практики, поскольку медитация - это во-многом определяющее понятие восточной философии и вообще восточного мироощущения. Особое внимание при этом будет уделено знакомству с динимической медитацией - наиболее легко воспринимаемой для нашего европейского сознания, медитивной практикой. Кроме собственного оздоровительного потенциала, эта форма медитации является лучшим началом для знакомства и освоения множества иных, более сложных и глубоких восточных практик.
Вообще, о динамической медитации стоит сказать чуть подробнее.
Принцип динамической медитации как способа оздоровления, исцеления и саморегуляции организма человека известен очень давно - практически со времен зарождения человеческой цивилизации. Это и шаманские практики, и ритуальные танцы, и военные пляски и многие другие элементы культуры, связанные с ритмическим движением и ритмической музыкой.
"Высшим проявлением" динамической медитации, если вообще можно так выразиться, являются такие техники, как тай-цзи, ци-гун и им подобные. Эти техники явились результатом тысячелетий практики спонтанного, свободного движения. Они как бы вобрали в себя весь этот колоссальный опыт и явились его квинтэссенцией.
Но это совсем не означает, что с появлением этих техник ценность и целительный потенциал спонтанной динамической медитации упразднились. Совсем нет. Спонтанная динамическая медитация - это совершенно самостоятельная оздоровительная техника, имеющая свою специфику и свои уникальные, только ей присущие, свойства.“Механизм” же ее оздоровительного воздействия в общих чертах заключается в следующем.Причиной всех заболеваний и болезненных состояний человека, а так же и причиной усталости, утомления и упадка сил является неправильное протекание и распределение биоэнергии в организме, а как гласит древняя китайская мудрость - “нет такого заболевания, которое бы нельзя было вылечить правильным движением и правильным дыханием”. Это изречение связано с китайской традицией ци-гун, но оно всецело соответствует и динамической медитации.
Этот принцип вполне очевиден и всем хорошо знаком: нередко бывает, когда некая боль или дискомфорт в теле снимаются каким-либо совершенно произвольным движением: потягиванием, встряхиванием, наклоном и т.п. Часто, находясь в болезненном состоянии, человек вдруг начинает как-то странно ходить туда-сюда, что-то “теребить”, делать какие-то как их называют “нервные движения” и т.д.
Это и есть момент включения в человеческом организме принципа саморегуляции через движение.
Хаос энергий буквально может разорвать человека изнутри, если не позволить телу хоть как-то двигаться, и это хорошо чувствуется и понимается любым человеком.
Но в данном случае - это бессознательное включение этого принципа. Инстинкт самосохранения как бы вынуждает человека включить его, но ведь его возможно включать и в спокойной обстановке, вне конфликтов и потрясений.
Если же это получается, то этот принцип работает на порядок более эффективно, поскольку сознание человека участвует в осуществлении такого движения.
Ознакомившись с приемами самоностройки на динамическую медитацию, выбрав соответствующее время и место, человек, отпускает тело, давая ему возможность двигаться свободно. Такое сознательное отпускание является сигналом к тому, что в организме естественным образом включается система саморегуляции, в результате чего начинают возникать те движения, которые необходимы для решения насущных проблем организма.
Эти непроизвольные движения, а так же моменты замирания в различных позициях, помогают энергии пройти по тем каналам, по которым в повседневной суете она пройти не может, оставляя обесточенными какие-то органы или даже целые системы организма.
Кроме того, в результате таких движений происходит естественное перераспределение энергии, т.е. из тех областей тела, где существует ее переизбыток, энергия перераспределяется в те области где существует ее недостаток и тем самым восстанавливается общий энергобаланс организма, что сразу восстанавливает психическое равновесие и успокаивает нервную систему.
И, наконец, такие движения дают возможность аккумулировать энергию, восстанавливая общий энергопотенциал, что восстанавливает психологическую устойчивость и повышает сопротивляемость стрессовым нагрузкам.
Фактически все, что сейчас довольно широко известно об оздоровительном потенциале ци-гун можно отнести и к динамической медитации, поэтому мы не будем раскрывать эту тему дальше, отметив лишь то, что в практику динамической медитации включиться несколько легче, чем в практику ци-гун, где с самого начала существуют определенные стойки, позиции и специфические правила.Освоение техники динамической медитации требует соответствующих занятий, количество которых, их частота и длительность, определяется в зависимости от решаемых задач.
На этих занятиях мы познакомимся с принципами динамической медитации, обучающими упражнениями, освоим несколько традиционных техник динамической медитации и начнем непосредственную практику.
В начале любого занятия будь-то йога или динамическая медитация, мы выполняем суставную гимнастику.
Список упражнений, входящий в эту гимнастику вот здесь.