КЛИЕНТСКАЯ РАБОТА В ДЕРЕВНЕ
Природа является одной из фундаментальных основ Системы целостного оздоровления и саморазвития, в рамках которой мы работаем.
Без взаимодействия с природой подлинная гармония человеческой жизни, по нашему убеждению, невозможна. Без взаимодействия с природой человек становится подобен растению, лишённому корней.
Мы ценим как походный формат взаимодействия с природой, так и "осёдлый", деревенский формат, который даёт множество уникальных возможностей для гармонизации своей жизни — возможностей, каких никогда не найти в городе (и тем более в мегаполисе).
И вот, в течение уже многих лет мы такое деревенское пространство создаём в маленькой деревеньке, затерянной во глубине калужских просторов.
Из полутора десятков участков в этой деревушке восемь принадлежат нам. В перспективе несколько других участков станут нашими, а со временем — кто знает? — не исключено, что и вся деревня станет нашей.
По крайней мере, мы были бы очень не против такого хода событий;)
В принципе, это похоже на то, как формируются эко-поселения — очень популярный и всем понятный ныне формат. Поэтому, когда мы говорим о нашем деревенском пространстве, мы зачастую называем это «наше эко-поселение».
Хотя, с учётом той идейной основы, на которой мы строим наш маленький мир, корректнее это называть «холо-поселение».
Процесс «захвата» этой деревни нами идёт уже много лет — с 2008 года, когда здесь был приобретён первый участок с домом, и все эти годы здесь шёл активный процесс глубинной работы.
И психологической работы и интеллектуальной. В частности, именно здесь были созданы все материалы холо-пространства (включая книгу, написанную тоже именно здесь).
Здесь возникла холо-концепция, здесь сформировалась холо-система, здесь происходил процесс становления холо-специалистов.
В общем, всё самое существенное, основополагающее, что есть в холо-пространстве, возникло именно здесь.
Поэтому клиентская работа, происходящая в деревне, ведётся в особом пространстве, можно сказать — уникальном.
Все мы знаем, какая особая атмосфера присутствует в стенах университетов, насчитывающих несколько веков своей истории.
Мы хорошо знаем, особую атмосферу давно построенных театров.
Если взять религиозную культуру, то мы помним известное выражение — "намоленное место", которое описывает пространство, в котором долгое время ведётся духовная работа, в частности — молитвенная практика.
Любая осознанная деятельность человека неизбежно структурирует весь тот кусочек земли, где расположен университет, театр или монастырь.
Целенаправленная деятельность человеческого сознания неизбежно заряжает данное пространство энергией тех людей, кто вовлечён данный вид деятельности.
И вот, именно этот процесс структурирования пространства, процесс накопления в нём творческой энергии и происходит в нашей холо-деревне уже много лет. В результате чего это пространство стало умным и чутким, оно как бы стало нашим партнёром во всей той внутренней и внешней работе, которая у нас здесь происходит.
Пространство на нас настроено, оно нас слышит, оно нас понимает, оно с нами сотрудничает, оно помогает нам в нашей внутренней и внешней жизни.
Взаимодействие нас и нашего деревенского пространства — это своего рода мистерия, о которой мы можем очень много рассказать.
И в этом нет никакой мистики — всё это давным-давно известно, как уже и упоминалось выше. Просто люди зачастую не склонны осознавать это, несклонны замечать этого в своей личной жизни, хотя сам по себе феномен живого взаимодействия с пространством всем нам известен: например нас очень тянет в те места, где мы провели много времени в детстве (скажем, "у бабушки в деревне"), и где нам было комфортно. Так вот это и есть одно из проявлений этого феномена взаимодействия с пространством. Нас тянет в такие места именно потому, что пространство этой условной "бабушкиной деревни" на нас настроено, мы с ним имеем какую-то глубинную связь, поскольку сами же "зарядили" его своей энергией — энергией радости, творчества, познания мира, труда (если условная бабушка приобщала нас к деревенскому труду), а нередко и любви — ведь зачастую наши первые влюблённости происходили именно в таких местах.
И уж тем более такое взаимодействие с пространством возникает в случае людей, кто об этом феномене знает, и целенаправленно "прокачивает" данное пространство своей энергией.
Мы изначально приобретали дом в деревне именно для обретения такого контакта в с пространством. Соответственно, за прошедшие годы всё это реализовалось в полной мере.
Творческие потоки, инсайты, открытия, интересные знаки судьбы — всё это у нас в нашем деревенском пространстве есть и мы вполне можем этим делиться...
Одна только история наших холо-котиков чего стоит:)
А вот подборка постов с рассказами разных людей, приезжавших в нашу деревню.
И вот, именно в таком пространстве, в тесном с ним взаимодействии происходит вся наша работа с приезжающими к нам людьми.
Большая стратегическая сессия
Работа в деревенском пространстве начинается с большой стратегической сессии холо-коррекции, которую провожу я.
Эта большая стратегическая сессия (БСС), имеет своим назначением максимально целостно понять текущий этап своей жизни.
Здесь мы работаем не просто на уровне каких-то событий, обстоятельств, мы работаем на уровне судьбы.
Мы выясняем нюансы течения судьбы в свете того предназначения, какое каждый человек имеет от рождения.
В чём особенность данного этапа судьбы?
В чём основные уроки данного этапа судьбы?
В чём основные проблемные моменты данного этапа судьбы?
В чём основные ресурсные моменты данного этапа судьбы?
Чтó из имеющихся текущих процессов/обстоятельств/отношений/форм деятельности является на самом деле препятствием для гармоничного течения жизни, а чтó из текущих процессов/обстоятельств/отношений/форм деятельности является созвучно гармоничному течению жизни.
Чтó из текущего является на самом деле ловушкой ума, в которой мы теряем время и жизненные силы, а чтó является созвучным нашей судьбе, а значит является верным направлением, в которое надо максимально вкладываться?
В чём суть тех отношений с людьми, какие мы сейчас имеем?
В чём урок тех отношений, которые мы сейчас имеем?
Какие отношения не имеют какого-то глубинного смысла и потому должны быть как можно быстрее завершены, а какие отношения наоборот имеют глубинный смысл, и потому их надо максимально развивать?
На какую «лошадь» ставить?
Какой из путей движения по жизни выбрать, если мы оказались на жизненном перепутье?
В чём смысл жизни человека вообще и меня в частности?
В общем, на большой стратегической сессии мы прорабатываем самые фундаментальные темы человеческой жизни, опираясь как на психологию, так и на многотысячелетние наработки духовной культуры человечества — религия, эзотерика и тд.
БСС — это действительно большая сессия. Она может длиться несколько часов. Иногда даже приходится делать какие-то небольшие перерывы на чай или на прогулку, во время которых работа продолжалась, просто в чуть другом ритме.
Тут всё зависит от того от уровня энергии, какой на данный момент имеет наш клиент. Поэтому, если человек на момент приезда в деревню, чувствует большую усталость (ибо в нашем деревенском пространстве накопленная глубинная усталость обычно сразу проявляется — ещё даже по пути к деревне), то перед БСС мы организуем человеку отдых.
Как минимум даём человеку поспать.
Сон в деревенском пространстве обладает гораздо бóльшим восстанавливающим действием, чем сон в городе.
* * *
БСС задаёт тон всей последующей нашей работе в деревне — если наш клиент остаётся у нас ещё на какое-то время.
В этом случае, мы предлагаем следующие форматы пребывания в нашем деревенском пространстве:
- формат отдыха от интенсивного межличностного общения (или, если коротко, "формат безмолвия")
- формат медитации (регулярная практика медитации в целостном ключе)
- формат телесной работы
- формат психологической работы
Подробнее об этих форматах сказано ниже. Здесь же ещё раз отметим, что все эти форматы идут именно в русле БСС.
Даже если наш клиент далее выбирает формат безмолвия, всё равно это безмолвие идёт в русле БСС.
И уж тем более, если мы продолжаем какую-то работу — телесную или психологическую.
Итак, подробнее о форматах пребывания в деревне после БСС.
Формат безмолвия
Этот формат подразумевает минимум взаимодействия, минимум общения. Аналог того, как мы снимаем номер в каком-то пансионате/санатории/курорте и живём там сами по себе, сводя общение с людьми к минимуму.
Наша роль как принимающей стороны в этом формате — чисто справочная: подсказывать где чего лежит по быту, как пользоваться тренажёрами в зале, куда пойти погулять, чем можно позаниматься в саду/огороде (если это летний сезон) и т.д.
Суть этого формата — отдых психики и нервной системы от постоянного напряжения, связанного со словесным общением.
Мы с детства настолько привыкли к вербальному общению, что даже и не подозреваем, насколько много энергии, насколько много жизненных сил мы тратим на любое общение с людьми. Даже то общение, которое мы ощущаем как комфортное — тоже требует затрат энергии. А любое некомфортное, и уж тем более, любое проблемное общение — это колоссальные энергозатраты.
Так много энергии на общение уходит ещё и потому, что наше межличностное общение обязательно подразумевает эмоциональное наполнение, эмоциональный окрас.
Причём, все наши эмоции, весь с виду спонтанный спектр эмоций у нас в общении строго регламентирован.
Мы на уровне подсознания точно знаем какие эмоции соответствуют данному типу и формату общения и послушно этот положенный спектр эмоций соблюдаем.
Если ж кто-то из людей, с кем мы общаемся, вдруг не "выдаёт" положенный спектр эмоций при таком-то стандартном типе общения, то мы это воспринимаем как что-то нештатное, начинаем беспокоится о состоянии человека, спрашиваем у него, мол "чтó у тебя случилось?", "чтó стряслось?" и т.п.
Вся культура воспитания, образования, социализации направлена на то, чтобы мы автоматически "выдавали на гора" эмоции — даже тогда, когда они у нас и идут естественным образом.
Поэтому, с годами общение для нас всё более и более энергозатратно, а для "выжимания" из себя эмоций в ход идут уже разные стимуляторы — от кофеина до наркотиков...
Стимуляторы же неизбежно истощают нашу гормональную систему (прежде всего, надпочечники), истощают нервную систему (как центральную, так и вегетативную), в результате чего мы имеем уже конкретные заболевания или синдромы типа "синдрома эмоционального выгорания" или "синдрома хронической усталости" или "синдрома уставших надпочечников" и т.д.
И, к сожалению, в европейской культуре, которая в принципе ориентирована на внешний мир, на экспансию, на внешнее расширение, захват и доминирование, нет понимания этой фундаментальной вещи — от общения надо отдыхать.
И пока человек европейской культуры молод, пока у него ещё много природных жизненных сил, он не ощущает той нагрузки какую представляет собой межличностное общение. Но с годами многие начинают это замечать, а потом и наблюдать на себе всё то, о чём написано выше.
И тогда человек либо осознанно, либо интуитивно начинает искать формы отдыха от межличностного (т.е. вербально-эмоционального) общения.
И тут мы сталкиваемся с частным проявлением того, о чём сказано выше — что западная культура вся ориентирована вовне, если не сказать — вывернута вовне.
И потому в ней практически нет мест, которые могут дать человеку возможность побыть в вербальном безмолвии и в эмоциональном отдыхе.
Даже если человек европейской культуры (к которой ментально относится и представитель русской культуры) снимает дом в каком-то месте отдыха (санаторий, пансионат, курорт и т.п.) и формально находится там без общения с людьми, полноценного отдыха от общения не происходит, полноценного состояния безмолвия не возникает.
Ведь сама атмосфера такого места, сама его изначальная направленность, его смысл и содержание — это развлечение людей, получение ими стандартного набора удовольствий. А удовольствия у нас в нашей культуре всегда связаны с общением — с тусой...
И вот мы снимаем номер, или дом, где внешне вроде бы можем ни с кем не разговаривать. Но сама атмосфера этого места буквально пропитана разговорами, движухой, тусой.
Всё множество людей, кто снимали это место до нас, множество людей, кто будет снимать его после нас — все они вносят в этом место суету.
И суета в нём присутствует даже если формально мы в этом месте находимся одни.
Чтобы возникло полноценное безмолвие и полноценный отдых от общения мы должны оказаться в месте, которое изначально посвящено такому безмолвию, или по крайней мере — движению к такому безмолвию, поиску такого безмолвия.
Вспомним то, о чём говорилось выше:
Любая осознанная деятельность человека неизбежно структурирует весь тот кусочек земли, всё то пространство, где расположен университет, театр или монастырь.
Целенаправленная деятельность человеческого сознания неизбежно заряжает данное пространство.
Любая творческая активность — хоть научная, хоть творческая, хоть духовная — аккумулирует в этом месте психическую энергию всех людей, кто в такую деятельность вовлечён.
И вот точно так же и в плане безмолвия: чтобы к нему прийти необходимо место, которое именно для этого предназначено, именно этому посвящено. Место, в котором люди именно этим и занимаются — практикой безмолвия или хотя бы движением к безмолвию.
Наше деревенское пространство изначально создавалось именно для этого, именно для такого движения, именно для такой практики. И потому все годы его существования (с 2008 года, когда был приобретён первый участок в этой местности) здесь происходило своего рода накопление безмолвия.
Все дома, которые имеются сейчас в нашем владении — изначально приобретались именно для этого.
Наш основной большой дом с большим залом, в котором мы будем работать на сессиях, изначально строился для этого.
И потому в нашем пространстве побыть в полноценном безмолвии, в полноценном отдыхе от общения — возможно.
А значит и дать полноценный отдых своему мозгу, своей нервной системе — возможно.
Главным условием данного формата является готовность нашего клиента реально отойти от интенсивного общения, осознав необходимость для себя такого периода и осознав ценность такого состояния.
Этот формат подразумевает готовность человека отойти от общения по телефону, или свести это общение к минимуму.
Никакого принуждения к молчанию с нашей стороны не будет. Но и поддерживать какое-то общение мы тоже не будем, ибо если мы договариваемся о об отдыхе от общения, то мы этот формат будем соблюдать сами и всячески помогать в этом нашему клиенту.
В силу того, что в основном мы живём в состоянии постоянного общения, у нас существует огромная инерция такого состояния. И даже когда мы решаем выйти из этого состояния и отдохнуть от интенсивного общения, мы зачастую не можем это сделать. И мы вдруг обнаруживаем, что такому состоянию надо учиться. Надо прилагать определённые внутренние усилия для того, чтобы в таком состоянии находиться.
А также, мы обнаруживаем, что нам нужна помощь со стороны окружающих людей в том, чтобы находиться в таком состоянии.
И вот, в силу того, что навык пребывания в безмолвии у нас есть, мы можем помочь человеку в освоении этого непривычного состояния отдыха от общения.
Например, большой помощью в плане отдыха от интенсивного общения является чтение специально подобранной литературы.
В ходе БСС мы, в частности, выявляем то направление мысли, какое наиболее подходит для данного периода.
Скачиваем эту книгу, и весь период пребывания в деревне вы можете её читать.
Правильно подобранная литература очень способствует состоянию внутренней тишины и безмолвия.
Ведь если наш ум не загружен чем-то полезным, он обязательно найдёт чем загрузиться неполезным.
И тоже самое касается аудиоматериалов: у нас накоплено огромное количество разных познавательных аудиоматериалов на разные темы (оздоровление, самопознание, духовный поиск и т.д.)
Мы подберём для вас те материалы, какие будут наиболее полезны. Их вы сможете слушать все эти дни безмолвия.
То же самое касается и видеоматериалов — от художественных фильмов до каких-то специализированных (обучающих, познавательных и т.д.)
Таким образом, всё, что нужно для качественного отдыха от интенсивного общения у нас есть.
Формат медитации
Это продолжение и развитие предыдущего формата и тоже направлен на отдых психики от интенсивного общения в социуме. Только в отличие от первого формата, включает в себя занятие медитацией.
Наш целостный (холистический) подход к медитации существенно отличается от традиционного.
Дело в том, что традиционно медитация являлась неотъемлемой частью духовной культуры человечества. Все восточные религии и духовные традиции имеют в своей основе именно практику медитации.
Но мы прекрасно знаем, что духовные традиции ориентированы на сугубо внутреннее, глубинное духовное развитие человека, которое подразумевало уход от социума и полное погружение в духовную практику.
Медитация никогда не была частью суеты социума. В определённом смысле медитация была даже анти-социальным явлением, поэтому люди, практикующие медитацию и вынуждены были уходить от социума в ашрамы, общины, религиозные ордена и т.д.
В религиозной литературе былых времён начало медитативной практики всегда сопрягалось с отходом от социума.
Так вот, целостный подход к медитации основан на понимании особенностей текущего времени — нашего цифрового XXI века.
Нынешнее время — это время во-первых, неизмеримо возросшей скорости жизни, а во-вторых, это время неизмеримо возросшей сложности жизни.
Ускорение и усложнение жизни неизбежно увеличивают нагрузку на человеческий мозг, а значит и на нервную систему вообще.
Вместе с увеличением нагрузки возрастает и стресс (собственно, английское слово stress и означает нагрузку, давление, сжатие).
А значит и качество отдыха организма должно увеличиваться параллельно увеличению стрессовой нагрузки.
Но этого не происходит!
Это и есть главная особенность нашего времени, о которой мало кто знает: стрессовая нагрузка увеличивается с гораздо большей скоростью, чем эффективность самовосстановления организма человека.
С одной стороны, информации по теме оздоровления, ЗОЖ, психологической саморегуляции сейчас очень много, но с другой стороны, заниматься всеми этими вещами человек должен только сам, добровольно, исходя из наличия свободного времени и необходимых средств.
Внешняя, социальная нагрузка растёт можно сказать "принудительно" — в какой бы сфере социума мы не реализовались, ускорение и усложнение всех процессов там будут налицо, а повышать качество самовосстановления мы можем только добровольно, только прилагая к этому дополнительные усилия.
В результате получается ситуация, когда здоровье человека (и прежде всего — нервная система) рушится гораздо быстрее, чем в былые времена.
Достаточно подробно я рассказываю об этом феномене ускорения/усложнения окружающего нас мира в первых частях своей книги. Познакомится с этими частями можно здесь.
Так вот, медитация вполне может работать как мощное антистрессовое средство.
При достаточном навыке медитация может явиться для человека настоящей палочкой-выручалочкой в стрессовой динамике современной жизни.
Именно с этой точки зрения — практической — мы и подходим к освоению медитации.
Мы осваиваем и практикуем медитацию не для ухода от социума, а для помощи своему организму в преодолении стрессовой нагрузки современного мира.
Мы будем практиковать различные формы медитации, из разных духовных традиций, подыскивать наиболее подходящий для конкретного человека вход в медитацию.
Здесь же мы будем знакомится с системой целостной аудиокоррекции — моей авторской методикой, максимально адаптированной для применения в условиях современного города.
Сессия такого содержания обычно длится в районе двух-трёх часов.
В этот формат так же включена работа с книгами, аудио- и видео-материалами, как это описано выше.
Суть этого формата в том, чтобы помочь своему уму успокоиться и помолчать, позволив мозгу отдыхать.
Дело в том, что наш ум изначально не натренирован на то, чтобы молчать. Он активен всегда, даже когда в принципе, он мог бы и молчать.
Грубо говоря, он болтает и болтает всегда. Говорит и говорит — даже сам с собой.
И потому, для того, чтобы ум замолчал зачастую необходим диалог. Но это должен быть утончённо-умный диалог, который по сути своей направлен именно к тому, чтобы ум замолчал.
Этим, кстати сказать, во все времена занимались во всех религиях и духовных традициях всех времён и народов. В основе любой традиции лежит именно такая практика.
Я, как религиовед, изучавший именно практическую сторону религии, имею достаточно практическое представление о способах помочь человеку привести ум к покою через диалог.
Кстати, пример такого общения я описал в своей повести, которая повествует, в частности, и о начале моего личного пути в практике медитации, ныне насчитывающей уже более 30 лет.
Эта повесть ныне находится в процессе написания, но уже написанные главы дают вполне наглядное представление о состоянии медитации
Таким образом, в нашем общении по теме медитации, мы и будем стремиться к тому, чтобы ум постепенно приходил к безмолвию, и далее будем включаться собственно в медитацию как таковую.
В нашей холо-деревне уже сформировано полноценное медитативное пространство, которое очень способствует практике медитации.
И вот, данный формат подразумевает одну обучающую сессию медитации в день (обычно, во второй половине дня или под вечер, но это — по договорённости).
Это сессия, которая посвящена теории и практике медитации.
Формат телесной работы
Формат безмолвия сохраняется, плюс ежедневно один сеанс какой-то телесной работы: разные массажные техники, дыхательные практики, общеоздоровительные техники типа Виватон и т.д.
Формат психологической работы
Продолжаем психологическую работу, начатую в БСС.
Ежедневно проводим малую сессию холо-коррекции, которая обычно длится в районе полутора-двух часов, и на которой работаем как психологически, так и ещё более широко вообще — мировоззренчески, расширяя своё понимание себя и мира.
Философия, религия, эзотерика, духовная практика — погружаемся всё это ежедневно на каждой сессии (обычно это двух-трех-часовая сессия).
***