Обо мне Обо мне коротко :) Обо мне длинно :) Отзывы обо мне Контакты Онлайн-консультирование Мой канал на You Tube Мои ученики Мои увлечения Домик в деревне История моего массажа Старец Илий Оптина Пустынь Взгляд на социум Небесная Россия Соловьева переправа Мои молитвы Психотерапия и Ребефинг Телесная психотерапия Интегративная практика Скайп-консультирование О Ребёфинге в общем Индивидуальный ребефинг Групповой ребефинг Астропсихология Психология самопознания Психотерапия для психологов Диалектика и диалектическое сознание Переписка о самопознании Переписка о религии Казантипский Арт-форум О тантре Бинауральные ритмы Массажные техники Холистический массаж Суставный массаж Висцеральный массаж Баночный массаж Медовый массаж Апи-массаж Массаж Гуа-ша Вакуумная терапия Комбинированный массаж Массаж лица Рефлекторный массаж Крио-массаж Рэйки в массаже Массажеры Массаж и нервная система Массаж и женское здоровье Цены на услуги Обучение и йога Спонтанная йога Аудиокоррекция Суставная гимнастика Пранаяма Обучение массажу Программа обучения Обучение ребефингу Обучение рэйки Мои тренинги Переписка по йоге Музыка для йоги Пранаяма для беременных Дыхательная практика Молитвенная практика Медитация Тряски Холо-дыхание Разное Общий список услуг Скайп-консультирование Мой канал на You Tube Щелочная система Биоэнергетика Рефлексотерапия Меридианы Рэйки - теория Рэйки - практика Полезная информация Интернет-партнеры Компании БАД'ов Моя библиотека Оздоровление коленей Опросник Архив рассылок Щелочная система Предисловие Основные процессы в организме Закисление и шлакообразование Мужской и женский метаболизм Старение и шлакообразование Щелочные методики оздоровления Химия выведения шлаков Переписка по щелочному оздоровлению Скайп-консультирование Щелочная детоксикация Фильм РЕН-ТВ о соде О лечение заболеваний Лечение рака содой Щелочная ванна Важные смежные темы по Щелочной Системе Основа щелочного оздоровления. C чего начинать.

Холистический массаж. История возникновения.


Здесь я приведу текст моей статьи 
о
б истории возникновения моей методики массажа, 
которая была опубликована в журнале
"Массаж.Эстетика тела" в №3 за 2010г.


       Как хорошо известно из мира искусства, да и вообще из мира творчества, есть вещи, которые создают себя сами...

        Не раз я встречал в мемуарах или интервью художников, писателей, музыкантов, рассказы о том, что при создании такого-то или такого-то произведения, никакого начального плана, никакой начальной схемы не было – процесс шел как бы сам собой, спонтанно, непредсказуемо.
        Вот именно так у меня и было с той методикой массажа, по которой я работаю.

        Холистический массаж – это не столько система, технология, сколько именно искусство.
        Это своеобразная «массажная поэма», «массажная сюита»…
        Причем это поэма, которая сама себя писала в течение порядка 15 лет…
        И процесс создания этой массажной методики начался довольно издалека – с йоги.
        Я с детства знаком с хатха-йогой, практиковал её с отцом еще в 70-х годах прошлого столетия, задолго до «информационного бума» времен перестройки.
        Но, разумеется, тогда мы практиковали йогу исключительно как оздоровительную физическую практику, разновидность физкультуры.
        Никакого «внутреннего содержания», связанного с многотысячелетней духовной культурой Индии, там не было.
        Потом, уже во времена перестроечного «информационного бума» я узнал об этом многомерном «наполнении», которое есть в йоге, и начал его изучать. 
        И вот именно это «наполнение», собственно, и явилось той «базовой концепцией», тем «краеугольным камнем», тем фундаментом, на котором потом начала строится вся методика моего массажа.
        Эта базовая установка пронизывает всю методику, наполняет её смыслом и содержанием, а потому вкратце опишу её тут.
        Если коротко, то суть йогического подхода такова: человек изначально целостен. Тело и душа (психика) – едины.
        Это одно и тоже явление, только видимое с разных точек зрения (так сказать – в профиль и в анфас:))
        Следовательно, все процессы тела и психики – взаимосвязаны так же тесно, как все ткани тела взаимосвязаны между собой.
        Как известно, единство нашего тела обеспечивает нервная система, которая иннервирует (то есть буквально пронизывает) все ткани тела. Нервный импульс передается с такой скоростью, что нам кажется, что любое прикосновение мы ощущаем сразу, мгновенно - даже если прикасаются к самой удаленной от головы части тела, например, ступне,. 
        При этом, теоретически мы знаем, что этот нервный импульс посредством нейротрансмиттеров сначала идет от кожного рецептора по седалищному нерву вверх до спинного мозга, потом по спинному мозгу в головной мозг, и только там происходит регистрация этого прикосновения…
        Несмотря на то, что мы практически не ощущаем, не чувствуем этой длительности передачи нервного импульса, мы эту длительность не отрицаем. То есть фактически мы ВЕРИМ науке, верим результатам научных исследований и экспериментов…
        Верим тем приборам, что фиксируют эти сотые доли секунды…
        Так вот йоги точно так же верят в то, что психика «иннервирует» наше тело совершенно так же, как нервная система.
        И точно так же все психические процессы отражаются в нашем теле.
        Следовательно, работая с телом, мы работаем с душой, и наоборот.
        И потому вся физическая культура йоги очень ПСИХОЛОГИЧНА.
        Можно сказать, что суть, смысл, содержание всех физических элементов йогической практики – это на столько же работа с психикой, как и работа с телом.
        Не менее важным для меня было и йогическое учение о жизненной силе, энергии, Пране – то, что у нас в обиходе известно как «биополе» или просто «энергетика».
        Это довольно подробно разработанное направление в йоге.
        Есть вполне внятное и достаточно подробное описание энергосистемы человека, её элементов, её можно сказать «органов», и есть целая система работы с энергетикой, называемая «пранаяма».
        В более прикладном смысле, эта «энергетическая составляющая» йоги проявляется в том, что любая физическая практика связана с дыханием. Дыхание в йоге настолько не отделимо от энергии, что даже слова «энергия» и «дыхание» в санскрите – это не два разных слова, как у нас, а просто напросто одно слово «прана».
        Без работы с дыханием нет йоги. Один из всемирно признанных корифеев современной йоги, Б.К.С. Айенгар называет пранаяму не иначе как «сущность йоги».
        Тоже самое можно сказать о холистическом массаже: единство тела, энергетики и психики лежит в самой его основе.
        Следующей вехой для меня было знакомство в 1992 году с одним из направлений йоги - «парной йогой», или «йогой с партнером», когда асаны выполняются в паре, и партнер помогает усиливать действие асан.

        То есть оказалось, что йога – это не только индивидуальная практика, выполняемая в режиме самонаблюдения и самопогружения, как я считал до сих пор, а очень даже «открытая» система, способная включать в себя и взаимодействие с другим человеком.

        Спустя год, в 1993-м, я познакомился с суставным йога-массажем.
        Эта техника ныне известна под названием «тайский массаж», или «тайский йога-массаж».
        В те далекие времена, когда я эту технику изучил, про «тайский массаж» никто ничего не знал, а потому названий у этой техники было много: йогический массаж, синтетический массаж, эзотерический массаж и т.д.
        Но суть от этого не менялась – это та же самая «парная йога», только не в режиме «работа по очереди», когда на каждом элементе партнеры меняются ролями, а в режиме «клиент-массажист», когда один партнер (массажист) все время в активной позиции, а другой партнер (клиент) – в пассивной, принимающей.
        Разумеется, поскольку это именно «йога-массаж», то эта техника позиционировалась как такая же целостная практика, в которой тело, энергетика и психика являются объектом одновременной работы.
        То есть, не смотря на то, что внешне массажист работает с телом, с мышцами, он точно так же, в это же самое время работает и с энергетикой и с психикой…
        Все эти йогические техники разумеется выполнялись на полу.
        И когда спустя какое-то время я освоил европейский классический массаж, то так я же продолжал практиковать его на полу.         Так было привычнее как мне, так и всем моим первым клиентам, которые все уже давно были моими клиентами по йоге и йога-массажу.


        И только спустя несколько лет я попробовал работать на стандартном столе. 
        Никакой сложности для меня в работе на столе не было, но я воочию увидел, насколько это более ограниченное пространство, обладающее гораздо меньшим потенциалом энергии и свободы.
        При работе на столе клиент постоянно должен краем глаза следить за своими руками, чтобы они не слишком широко лежали. Если же клиент чуть более крупный и широкоплечий, то руки ему приходится держать не просто близко к телу, а буквально прижатыми к телу.
        Если же такой клиент задремлет во время массажа, то рука может элементарно соскользнуть со стола и ему придется встрепенуться и снова прижать её к телу.
        Но даже если он не выйдет из дремы, то свисающая вниз рука – это не хорошо для массажа и массажисту придется самому взять его руку и прижать её к телу клиента. А если она через минуту снова соскользнет?
        И особенно некомфортный для клиента момент наступает, когда приходит время переворачивания со спины на живот.
        А поскольку я делал только общий массаж, то такое переворачивание у меня происходило каждый раз.
        И вот, когда я впервые увидел с какой осторожностью, оглядываясь по сторонам, переворачивается клиент на столе, насколько радикально ему приходится выйти из своего сладкого самопогружения, приятной дрёмы, в которой он провел уже почти целый час, я понял, насколько же работа на полу более соответствует массажу, если этот массаж направлен не просто на механическую работу с мышцами, а именно на целостную, глубинную работу с человеком.
        Далее, когда человек лежит уже на спине, то на полу, он опять же при желании может свободно раскинуть руки, потянуться, согнуть в коленях ноги, если ему так комфортнее. И ничто у него никуда не свешивается, всё устойчиво и надежно.
        Не раз у меня бывало такое, что при работе на столе в положении на спине, клиент, согнув в коленях ноги задремывает, и в какой-то момент мышцы бедер расслабляются и ноги начинают идти влево или вправо.
        Так клиент буквально подпрыгивает, стараясь удержать ноги, ибо ему кажется, что он может упасть со стола.
        То есть такая ситуация полностью подтверждает положения телесно-ориентированной терапии о том, что у тела существует своё собственное «телесное сознание» и даже если человек спит, тело прекрасно знает, что оно лежит на столе, на высоте почти метра от пола, что стол узкий и если тело расслабится, то оно может упасть.
        При работе же на полу, тело клиента чувствует себя гораздо спокойнее и устойчивее. И если ноги опускаются, то сознанию совершенно не нужно выходить из дрёмы, поскольку опасности падения нет. 
        Подобного рода наблюдений у меня за годы практики накопилось немало и я могу с полной уверенностью сказать, что работа на столе – это просто привычка, это просто традиция, своего рода «фетиш».
        Основное препятствие для такой работы – сами массажисты.
        Работа на полу просто-напросто требует естественной гибкости, высокого уровня внутренней энергии, хорошего уровня чувствования своего тела, короче говоря высокой телесной культуры.
        Процент же таких людей среди массажистов не так уж велик, и потому для большинства работа на полу просто физически невозможна.
        Но всё это не значит, что я категорически против работы на столе и позиционирую свою методику исключительно как напольную.
        Если массажисту или клиенту в силу привычки или каких-то иных причин, удобнее стол, то можно работать и на столе, эффективность массажа не будет кардинально ниже.
        Стол или пол – это все только нюансы, но не суть.
        Таким образом, моя методика универсальна: можно работать как на полу, так и на столе в зависимости от возможностей массажиста и пожеланий клиента.

        Возвращаясь же к теме создания методики, нужно сказать о моём знакомстве с китайской системой меридианов, именуемой «чжень-цзю терапия», или в европейском варианте - иглорефлексотерапия.
        Я не вникал в технологию чжень-цзю терапии, не ставил себе задачи освоить иглоукалывание, но теоретическая база была мне очень интересна.
        Я изучал все меридианы, схемы течения энергии, принципы взаимодействия различных видов энергий (которые там условно обозначаются как первоэлементы – огонь, вода, земля, воздух).
        В основном китайская система вполне коррелирует с индийской, но был там очень существенный нюанс, который потом явился важным элементом холистического массажа.
        Это нюанс, связанный со значением конечностей в плане энергообмена.
        Оказалось, что все основные меридианы начинаются на кончиках пальцев рук или ног.


        Берем любой меридиан, и он обязательно начинается на каком-нибудь пальце – руки или ноги. А заканчивается каждый меридиан какой где – в самых разных участках тела. Никакой строгой определенности тут нет.
        Я начал исследовать этот вопрос – почему так?
        Оказалось, что согласно теории чжень-цзю терапии, наша энергосистема не замкнута, а разомкнута, а эти крайние точки на пальцах – это точки входа-выхода энергии.
        Это точно так же как в любом электрическом приборе: чтобы он работал, он должен быть включен в розетку, подключен к электрической сети, которая является источником энергии.
        И вот такими «розетками» в нашей энергосистеме являются конечности. Только у нашего тела таких «точек подключения» больше, чем одна, а источником энергии для нас является не какая-то искусственная «электрическая сеть», а само пространство, точнее энергия, разлитая в пространстве, в воздухе.
        В индийской традиции эта энергия именуется Прана, в китайской традиции – «Чи», в японской – «Ки», а в нашей, кстати сказать, славянской, русской традиции, эта энергия именовалась просто «дух». Причем, знание о том, что эта энергия, этот «дух» разлит в пространстве, «зашифровано» прямо у нас в языке! Если приглядеться к столь привычному нам слову «воздух», а особенно в родительном его падеже – «воздуха», то мы легко увидим, что это слово состоит из двух слов – «воз» и «духа». 
        То есть получается, что окружающий нас воздух – это некий «воз» - большая ёмкость, большой контейнер, который содержит в себе этот самый «дух» - энергию, жизненную силу.
        Так вот, следуя этой схеме, руки и ноги имеют определяющее значение для нормального функционирования энергосистемы человека.
        Если, взять ту же электрическую аналогию, то нам вполне очевидно, что в случае неисправности сетевого шнура, всё остальное в приборе нормально работать не будет – даже если все детали будут в полном порядке!
        Так и в теле человека, считает китайская медицина – если течение энергии в руках и ногах заблокировано, то в органах обязательно будет её нехватка (или переизбыток, если заблокирована точка выхода энергии), что будет негативно влиять на работу органа.
        И какой смысл будет лечить данный орган приёмом каких-либо препаратов, если дело в блокировке энергии?
        Следовательно, если вести речь о какой-либо целостной оздоровительной технике, то она обязательно должна охватывать руки и ноги!
        Тем более, что как оказалось, энергетические меридианы имеют свою четкую мышечную локализацию, которая уже давным-давно в чжень-цзю терапии определена и обозначена на соответствующих схемах.

        Следующей важнейшей вехой в формировании холистического массажа, было моё знакомство с телесно-ориентированной психотерапией.
        Единство психики и тела, являющееся базовой установкой этого направления современной психологии, совершенно совпадают с йогической, только методология, разумеется, иная.
        Кроме того, в телесно-ориентированной психологии, начиная с А.Лоуэна, есть и достаточно хорошо разработанное учение о биоэнергетике. Причем, при «наложении», это учение хорошо дополняет пранаяму, ибо пранаяма более «технологична», а лоуэновская модель – более психологична.
        И точно так же в телесно-ориентированной психотерапии очень хорошо разработаны дыхательные техники – ребёфинг, вайвейшн, холотропное дыхание и т.д.
        Исток всех этих дыхательных техник – в пранаяме, но западные дыхательные техники более хорошо адаптированы под современного человека, под современную ритмику и проблематику жизни. 
        И, конечно же, чрезвычайно ценным для меня было изучение «мышечной психокартографии» - какие части тела, какие мышцы отражают те или иные проблемы психики. Этого в йоге нет, там к телу подход более общий, без столь подробной дифференциации…
        Точно так же, как обычный профессиональный массажист по умолчанию должен хорошо представлять, какие мышцы находятся в том месте, где он массирует, холистический массажист кроме этого должен представлять какие проблемы психики наиболее часто отражаются в этих мышцах, в этой части тела… 
        И вот только после всего этого «багажа», будучи убежденным сторонником концепции целостности человеческого существа, твердо стоя на позиции психологичности любой телесной техники, в 1994 году я познакомился с классическим европейским массажем – тем самым нашим стандартным медицинским массажем.

        Это точно была судьба.
        Разумеется, я знал о таком массаже. Но, как и у большинства людей, этот массаж ассоциировался у меня исключительно с медициной, исключительно с лечением болезней.
        Точно так же как таблетки, микстуры, мази, инъекции, ингаляции и прочее многообразие лечебной сферы.
        Следовательно, как человека совершенно здорового, более того – просто пышащего здоровьем, меня эта сфера вообще никак не интересовала.
        Я не собирался лечиться сам и не собирался никого лечить!
        Но, тем не менее, судьба свела меня с прекрасным специалистом, о каких говорят «массажист от Бога», который был медиком и именно лечил массажем.
        Ему было уже за 60, но его физическая форма была отличной. Он излучал здоровье. Мы подружились на фоне его интереса к йоге.
        И получилось так, что я щедро делился с ним своими знаниями, а он не менее щедро делился со мной своими.
        То есть моё знакомство с медицинским массажем происходило не по усредненной стандартной схеме, когда человек приходит на курсы и в большой группе людей учится массажу, а что называется «из уст в уста», непосредственно от живого практикующего мастера.
        Это было незабываемое обучение!
        Очень живое, теплое и я бы даже сказал – проникновенное.
        Я имел возможность задать любой вопрос и получить исчерпывающий ответ – ибо времени у нас было вполне достаточно, ничто нас не ограничивало.
        Все технические моменты «подгонялись» точно под мою руку, под мою индивидуальную моторику.
        Это было не просто механическое заучивание движений, отработка некой схемы, а действительно процесс ПОСТАНОВКИ РУКИ.
        Как и любой мастер такого уровня, мой учитель работал по своей схеме, у него были свои особенности, свои «секреты».
        И всё это он мне передал за те месяцы, что я у него учился.
        Я был очень впечатлен этой техникой!
        Такого многообразия приемов работы с мышцами, такого богатого инструментария я не встречал ни в одной другой технике – ни массажной, ни психотерапевтической, ни йогической!
        Причем, мой учитель в плане формы работы был универсален: он легко мог работать как на полу, так и на столе!
        Все основные позиции при работе на полу у меня появились тоже от него, он все их мне показал и рассказал в чем их преимущество.
        После непосредственного живого изучения классического европейского массажа, я засел за учебную литературу по этому самому массажу.
        Разумеется, мне было интересно всё, что связано с этой техникой.
        Я изучил труды всех основных нынешних корифеев массажа: Вербов, Васичкин, Фокин, Бирюков, Белая, Дубровский и т.д..
        И обнаружил ряд очень интересных моментов, которые, собственно, впоследствии и дали мне основание считать свою методику – оригинальной авторской методикой, а не просто разновидностью классического европейского массажа.
        Во-первых, практически во всей массажной литературе массируемый человек назывался не иначе как «больной». Везде, где речь идет о массируемом человеке, мы читаем: «руку больного положите так, ногу больного положите так» и т.д. В лучшем случае массируемый именуется «пациент» - но это тоже термин, имеющий вполне очевидный «лечебный» контекст.
        То есть во всей классической массажной литературе массаж позиционируется исключительно как лечебная техника, связанная с лечением болезни.
        Но ведь жизнь – это не только болезнь!
        Сфера болезней и их лечения не охватывает всех сторон жизни!
        Следуя такой логике, получается, что если человек ничем не болен, если ему не надо лечиться, то массаж ему и не нужен как не нужно вообще ничто «лечебное»!
        Скажем, зачем здоровому человеку таблетка, инъекция и т.п.?
        Но при этом мы как из истории, так и из общей житейской практики знаем, что массаж обладает широчайшим спектром действия, который включает в себя все стороны жизни, а не только болезнь.
        Значит, для здоровых людей нужен не лечебный, а оздоровительный массаж. 
        Термины «лечебный» и «оздоровительный» очень близки по своему семантическому полю, в обиходе мы их часто принимаем за одно и то же. Но если повнимательнее присмотреться, то разница их контекста очевидна: лечебный процесс ограничен излечением болезни, а оздоровительный процесс не ограничен ничем.
        Нет предела здоровью, точно так же как нет предела радости, гармонии, творчеству, вдохновению…
        Следуя этой логике, становится очевидно, что если мы говорим о здоровом человеке, то любая оздоровительная процедура должна быть именно ОБЩЕ-оздоровительная ибо какой смысл оздоравливать какую-то одну часть тела?
        Следовательно, оздоровительный массаж должен быть общим.

        Термин «общий массаж» в учебниках, разумеется, есть, и я начал изучать именно этот вид массажа.
        И что я нашел?
        Во-первых, я с удивлением обнаружил, что у некоторых признанных авторитетов в области массажа, вообще нет понятия "общий массаж".
        Скажем, у Васичкина, по чьему учебнику учат на многих курсах массажа, общий массаж обозначен только для детей грудного и младшего дошкольного возраста! Ну не странно ли? А взрослые-то чем хуже???
        У Вербова без какого-либо обоснования, без какого- бы то ни было объяснения, из общего массажа исключается тазовая область. Ну вот просто игнорируется как факт!
        У Н.А.Белой исключаются тазовая область и голова – тоже без какого либо описания причин такого исключения. 
        У Бирюкова в общий массаж не входит голова.
        У Фокина, хоть в общий массаж включены все части тела, но массаж ведется только в одностороннем режиме, т.е. поочередно массируется то правая, то левая часть тела, то правая, то левая конечность и т.д.. Билатеральных, двусторонних, движений практически нет, а именно такие движения согласно исследованиям телесно-ориентированной психотерапии, являются наиболее психологичными, наиболее восстанавливающими, именно они создают ощущение целостности в теле человека.
        Таким образом, общий массаж, описанный в учебной литературе по классическому европейскому массажу, по большому счету, никак нельзя назвать действительно общим: это не более чем последовательное массирование частей тела, да и то зачастую – не всех.
        
         Следующим интересным открытием для меня было то, что ни в одном учебнике по массажу я не нашел информации о том С ЧЕМ делать массаж.
        В конце каждого учебника есть более или менее подробный список лечебных мазей, которые используются при той или иной симптоматике, но ЧТО использовать при обычном, плановом массаже, нигде не упоминалось.
        Очевидно же, что с лечебной мазью массаж сделать не возможно!
        Только представить себе – массаж спины с «Финалгоном», «Апизартроном» или «Вольтареном»! Это же нонсенс! Это мази исключительно для локального применения при соответствующей симптоматике.
        А чем делать всё остальное?
        На официальных массажных курсах, которые я посещал для получения сертификата, эта сфера точно так же обходится молчанием как совершенно незначимая и несущественная. Преподаватель просто сказал нам: купите любой массажный крем в аптеке или обычное минеральное масло типа «Джонсон-энд-Джонсон». То же самое я слышал от многих других людей, кто учился на различных массажных курсах. Максимум, что говорят преподаватели о массажных средствах, так это делятся своими личными наблюдениями и предпочтениями.
        То есть детально разработанной системы применения кремов и масел в нашем стандартном массаже не существует.
        Но ведь при этом всем хорошо известно, насколько активно кожа впитывает в себя все то, что на неё наносится
Следовательно, если даже обычный плановый массаж делать с каким-то высокопитательным средством, то это будет дополнять и усиливать действие массажа.
        На востоке, кстати, этот момент очень хорошо наработан. Особенно этим славится индийская аюрведа, где наука масел доведена до совершенства. В нашей же европейской традиции существует мощное направление, называемое ароматерапия.
        Ошибочно полагать, что ароматерапия – это просто наука об ароматах.
        Когда я познакомился с этой наукой, я обнаружил, что это, прежде всего, наука о свойствах масел.
        Следовательно, массажист, владеющий знаниями из области ароматерапии, может существенно углубить оздоровительное действие массажа, внеся в него элемент тканевого питания.

        Кроме всего вышеописанного, не нашел я в массажных учебниках ничего, связанного с энергетикой.
        Разумеется, в главах посвященных истории массажа, в некоторых книгах есть упоминание о китайских системах инь-ян, до-ин, у-син (а у Фокина даже и описание этих систем), но не более. К самому массажу, к самой технике массажа, это никакого отношения не имеет.
        Так же я не нашел в этих учебниках никакого «психологического наполнения» - никаких упоминаний об исследованиях в области психосоматики не сказано нигде, даже в самых современных учебниках.

        Не менее существенным пробелом в классическом массаже является и серьезный "провал" по массажу внутренних органов - висцеральному массажу.

        

Причем, говоря "серьезный провал" - это я говорю о нынешнем положении дел - "десятые" годы, а в "нулевых" годах это был провал полный.
        Уже потом, позже, все основные "светила" классического массажа - Фокин, Бирюков - начали упоминать его в своих учебниках, и даже писать книжки по висцеральному массажу, к сожалению нигде не упоминая, откуда они его взяли.
        А взяли они его у замечательного специалиста, мастера висцерального массажа Александра Тимофеевича Огулова, который провел колоссальную работу по синтезу древних и современных знаний в области массажа внутренних органов и создал уникальную школу висцерального массажа - школу, не имеющую аналогов в мире.
        Для меня лично обучение в школе Огулова было пожалуй вторым по значимости этапом в плане моего становления как специалиста, после моего первого учителя.

        А.Т.Огулов - единственный из известных именитых специалистов, которого я могу назвать своим учителем.

        И вот в какой-то момент у меня возник контур некой массажной методики, которая бы органично включала в себя все вышеперечисленные области знаний. И я поставил себе задачу разработать подлинно обще-оздоровительный массаж, который бы предназначался не для борьбы с болезнью, а для повышения качества жизни человека.
        За фундаментальную философскую основу такого массажа я взял принцип целостности из йоги и вообще – восточной философии. 
        А фундаментальной методологической основой моего массажа стал один из принципов восточной медицины (который, кстати, полностью принимается в телесно-ориентированной психотерапии): борьба с болезнями никогда не приведёт к здоровью, а приведёт лишь к отсутствию болезни.
         А отсутствие болезни и здоровье – это состояния не тождественные! 
         Здоровье – это прежде всего высокое качество жизни, радость жизни, интерес к жизни, творческое наполнение жизни…
        Что же касается «инструментария» моего массажа, то его «технологическую часть» я взял из европейского классического массажа, при этом сделав акцент на двусторонние приёмы, когда руки массажиста работают одновременно как на правой, так и на левой стороне тела. Для этого я видоизменил некоторые виды поглаживаний, ввел некоторые дополнительные виды разминаний и разработал ряд новых массажных приемов.
        В последствии я назвал эту технику холистический массаж. 
         Этот термин происходит от греч. holos – целый, целостный (или англ. whole) 
        Сферу применения этого массажа условно можно показать на следующей схеме:

 

        На этой схеме мы видим, что мотивационная основа лечебного массажа ограничивается выздоровлением человека.
        Когда он перестает быть «больным», перестает быть «пациентом», когда у него уже нет никаких болезненных симптомов, он фактически выходит из сферы лечения.
        И вот тут более целесообразны обще-оздоровительные техники, к которым относится холистический массаж.
        Данная схема хорошо демонстрирует факт того, как лечебный и холистический массаж дополняют друг друга. 
        Обобщая, можно сказать, что холистический массаж - это массаж, прежде всего, для тех, кто занимается своим здоровьем, а не своими болезнями.

        Поэтому для массажиста, практикующего холистический массаж, кроме медицинского образования не менее важно образование психологическое, в частности телесно-ориентированная психотерапия.
        Своим ученикам я рекомендую познакомиться (или даже получить специализацию) по интегративной психологии и трансперсональной психологии.
        Обязательно надо хотя бы в общих чертах познакомиться с основами йоги, аюрведы, чжень-зцю-терапии, ци-гун, рэйки.
        

        Вообще же, развитие в холистическом массаже идет по пяти основным направлениям. 
        Все эти направления отражают пять основных составляющих холистического массажа, пять его сторон.

        Во-первых, это, конечно же техника - знание, изучение, совершенствование приёмов массажа. Возможно даже модификакция этих приемов, "подгонка" их под себя, создание новых приёмов.

        Во-вторых, это питание. Холистический массаж выполняется только с натуральными, живыми кремами и маслами, которые питают тело, являются тканевым питанием. Изучение свойств и качеств различных масел и кремов - это очень важное направление развития холистического массажиста. Сюда же входит освоение ароматерапии хотя бы на каком-то начальном уровне.

        Третья сторона холистического массажа - это, конечно же, психология. Для того, чтобы установить с клиентом тонкий и глубокий человеческий контакт, холистический массажист должен иметь навыки психолога - будь-то врожденные или приобретенные - главное, чтобы они были. Холистический массажист должен обладать хорошей эмпатией, уметь чутко реагировать на клиента, уметь его слышать и понимать на его языке. Уметь не говорить лишнего, а если нужно - говорить конструктивно, кратко и точно. Уметь создать для массажа атмосферу покоя, отдых и доверия.
        
         Четвертая сторона холистического массажа - это биоэнергетика. Массажист должен быть знаком со всеми основными устоявшимися системами, которые работают с энергетикой: китайская медицина, йога, телесно-ориентированная психотерапия.         И исходя из знакомства с этими системами, холистический массажист должен иметь хорошее представление об устройстве энергетики человека, понимать биоэнергетическое значение всех основных приемов массажа, владеть хотя бы небольшим набором техник работы с энергетикой человека.

        И пятая сторона холистического массажа - это саморегуляция самого массажиста. 
        В отличие от медицинского массажа, где превалирует принцип "закрытости" от пациента, холистический массаж подразумевает наличие общего психологического пространства массажиста и клиента, что невозможно без открытости. 
        Если же массажист открывается клиенту, то он должен уметь и стабилизировать, уравновешивать его состояние, иначе какой смысл в таком открывании? Если же человек стабилизирует кого-то, то он обязательно должен уметь стабилизировать самого себя, иметь хороший уровень саморегуляции, знать техники и принципы саморегуляции, а так же постоянно в этом развиваться и совершенствоваться. 

        Условно все эти элементы или стороны холистического массажа можно представить в виде схемы:

        Расходящиеся стрелки подразумевают бесконечность развития по каждому направлению.
        И так же, глядя на эту схему, мы можем увидеть, насколько холистический массаж является более объемным и масштабным явлением, нежели чисто технический европейский массаж, который в представленной схеме ВЕСЬ умещается только лишь в сектор "техника".
        Всё остальное - это уже вне компетенции стандартного массажиста, всё это уже его не касается. И если он имеет спонтанные способности психолога, или интересуется вопросами биоэнергетики, или интересуется питательными кремами - то это исключительно его личные интересы. Он может всем этим и не заниматься, а просто хорошо знать технику. И этого будет достаточно, чтобы считаться хорошим специалистом в классическом массаже.
        Для холистического массажиста знания одной техники массажа не достаточно.
        Холистический массажист должен быть мастером во всех этих направлениях, и в КАЖДОМ своем массаже, в каждый миг своей работы с телом человека, нести все эти стороны своего знания…