Обо мне Обо мне коротко :) Обо мне длинно :) Видео-приветствие посетителям сайта Отзывы обо мне Контакты Цены на услуги Онлайн-консультирование Мой канал на You Tube Мои ученики-партнеры Мои увлечения Домик в деревне Мой блог История моего массажа Старец Илий Оптина Пустынь Взгляд на социум Небесная Россия Соловьева переправа Мои молитвы Психотерапия и Ребефинг Телесная психотерапия Интегративная практика Скайп-консультирование О Ребёфинге в общем Индивидуальный ребефинг Групповой ребефинг Астропсихология Психология самопознания Психотерапия для психологов Диалектика и диалектическое сознание Переписка о самопознании Переписка о религии Казантипский Арт-форум О тантре Бинауральные ритмы Массажные техники Холистический массаж Суставный массаж Висцеральный массаж Баночный массаж Медовый массаж Апи-массаж Массаж Гуа-ша Вакуумная терапия Комбинированный массаж Массаж лица Рефлекторный массаж Крио-массаж Рэйки в массаже Массажеры Массаж и нервная система Массаж и женское здоровье Цены на услуги Обучение и йога Спонтанная йога Суставная гимнастика Пранаяма Обучение массажу Программа обучения Обучение ребефингу Обучение рэйки Мои тренинги Переписка по йоге Музыка для йоги Пранаяма для беременных Дыхательная практика Молитвенная практика Медитация Тряски Разное Цены на услуги Общий список услуг Скайп-консультирование Мой канал на You Tube Щелочная система Очистит. апи-программа Биоэнергетика Рефлексотерапия Меридианы Рэйки - теория Рэйки - практика Полезная информация Интернет-партнеры Продукция Тенториум Моя библиотека Оздоровление коленей Опросник Архив рассылок Щелочная система Предисловие Основные процессы в организме Закисление и шлакообразование Мужской и женский метаболизм Старение и шлакообразование Щелочные методики оздоровления Химия выведения шлаков Переписка по щелочному оздоровлению Скайп-консультирование Щелочная детоксикация Фильм РЕН-ТВ о соде О лечение заболеваний Лечение рака содой Щелочная ванна Важные смежные темы по Щелочной Системе Основа щелочного оздоровления. C чего начинать.

СПОНТАННАЯ ЙОГА

 

     
        Я практикую и преподаю сравнительно редкое направление йоги - спонтанную йогу.

        Спонтанные техники известны столько же, сколько известна йога, но поскольку специфика этих техник такова, что они очень трудно поддаются записи и вообще какой-либо систематизации и классификации, авторитетных древних трудов по спонтанной йоге мы практически не имеем. Эти спонтанные элементы всегда передавались устно.
        Более детально принцип спонтанности разрабатывался в культуре чань, или дзен-буддизме. Но это был уже в основном синтез буддизма и даосизма, и потому все труды этого направления "привязаны" к китайским практикам: тай-цзи-цюань, ци-гун, у-шу, кунг-фу...
        
        Так случилось, что в свое время я встретил учителя, который посвятил меня в принципы спонтанной йоги, заложил основы практики, дал направление развития, и дальше я развивался в этом плане сам.

     А вообще моё знакомство с йогой произошло ещё в детстве, когда мой отец, всегда высоко ценивший физкультуру и спорт, увлекся и этой оздоровительной практикой.

 

Мой путь в йоге

 

        Это было время начала 70-х годов прошлого века, когда никакой специальной литературы по йоге в стране не было, но в какой-то период в нескольких номерах журнала "Наука и жизнь" прошел цикл публикаций о системе йоговских упражнений и потом долгие годы по стране ходили сшитые листки или рукописные тетради с перепечатками и перерисовками из этих журналов. 
        Такая же вот толстая, формата А4, тетрадь с рисунками асан и рукописными инструкциями к упражнениям была и у моего отца (благо, что он художник и проблем с зарисовками у него не было :))

        Начав заниматься сам, отец увлек и нас с братом. 

        Хорошо помню эти действительно увлекательнейшие занятия, полные смеха, веселой возни, когда можно было стоять на голове не в переносном смысле, а в самом прямом, и при этом получать удовольствие и одобрение :)

      
        Конечно же, кроме физических и дыхательных упражнений, а так же некоторых сведений по гигиене йогов, ни о каких других аспектах колоссальной йогической культуры, в тех давних публикациях и речи не шло, хотя все эти упражнения - лишь верхушка громадного айсберга, целого континента мудрости, духовной красоты, гармонии...
        Внутренняя сторона йоги тогда была не доступна, но зато моё тело, в то время ещё не обремененное никакими умственными установками и житейскими проблемами, очень хорошо восприняло эту часть йогической культуры...

        Может быть именно этот детский опыт явился причиной моего всепоглощающего интереса к восточной, особенно индийской философии в период юности. 

        Это было время конца 80-х - начала 90-х, когда на наше общество буквально обрушилась лавина новой информации во всех сферах жизни. Стала доступна литература, десятилетиями бывшая в подполье, появилось много новых авторов, писавших на запретные ранее темы.
        В тот период в числе многих других филосфских систем, я знакомился и с философией йоги. А это в свою очередь дало новый импульс к занятиям. Только теперь центр тяжести в этих занятиях сместился от выполнения асан к медитативной практике - явлению, для меня тогда совершенно новому и непонятному, хотя и безумно интересному. 

        Медитацией в то время бредили все, кто хоть в какой-то степени интересовался востоком. Существовало немыслимое количество интерпретаций этого явления, множество мнений, суждений и концепций. Появилось множество "учителей и наставников", обучающих медитации и якобы вполне компетентных в этом плане. Чаще всего этому явлению придавался либо религиозно-мистический, либо оккультно-магический характер, нередко оно противопоставлялось логике и разуму. И конечно же, такая "медитативная практика" порой до добра не доводила...
       Разобраться в этом хитросплетении было непросто, но деваться было некуда, поскольку интерес был огромный. И я потихоньку разбирался. И с научной стороны (в Университете пошел специализироваться на кафедру религиоведения) и с практической - через общение, посещение различных групп, тренингов и т.д. А так же через мытарства по разным "гуру", выражавшиеся с одной стороны в потере времени (с точки зрения здравого смысла), но с другой стороны - в приобретении опыта и обретения некоего тонкого чутья на подобных "гуру", обретения своеобразного "иммунитета" к такого рода мишуре. Тем более, что незабываемые, судьбоносные встречи (точнее даже сказать - Встречи) с подлинными носителями высокой духовной культуры тоже, слава Богу, были, и соответственно, было с чем сравнивать...

        В этом плане мне есть за что быть глубоко благодарным Жизни... Она не обделила меня подлинными человеческими и духовными "камертонами", на которые я мог настраивать своё "внутреннее звучание" в начальный, самый сложный, период своих духовных исканий. Причем, на эти камертоны я, вобщем-то, продолжаю настраиваться и поныне, ничего тут не изменилось, ни в чем я не разочаровался и не разуверился - как это случается на пути самопознания при выборе неверных, неподлинных критериев-камертонов...

        Воистину - время безжалостно к иллюзиям...
        Настолько же безжалостно к ним, насколько бессильно в отношении Подлинного...
        Подлинное, истинное, настоящее - пребывает вне времени, и потому потерять его невозможно по определению...

        Именно в этот период исканий мне и встретился мастер, практиковавший спонтанную йогу, с которым я какое-то время занимался. Но тогда я еще не был готов к тому, чтобы оценить всю глубину этого направления йоги и потому тогда она еще не стала моей основной практикой по жизни. Я продолжал пробовать самые разные направления, какие были тогда доступны. Причем, не только направления йоги, но и китайские практики (цигун, тай-зци, дао), а так же широкий спектр направлений биоэнергетики - очень тогда модной...

        Когда у меня накопилось достаточно опыта своей личной, самостоятельной практики, как-то само собой получилось, что я начал вести группы йоги. 
        Когда же я пришел работать в театр, то у меня началась регулярная групповая работа. В этой работе я всегда стремился к синтезу йоги и современной практической психологии, с которой интенсивно знакомился в этот же период. 
        В современных психотехниках существует очень большое разнообразие форм работы, эти психотехники очень современны и хорошо "заточены" под наше сознание. Но в них не хватает некой глубины, они направлены в основном на достижение относительно поверхностных целей - пресловутого "личностного роста". 
        В йоге же есть глубина, она направлена к самой сути человеческой природы, но нет такого разнообразия форм работы с современным европейским сознанием. Поэтому меня более всего интересовал именно синтез йоги и психологии, тем более, что работа в театре - в динамичной, творческой, тонко реагирующей среде, очень к этому располагала. 
        Причем оказалось, что именно спонтанные элементы в этой среде работали лучше всего, и потому именно там спонтанная йога открылась мне во всей полноте.
        Именно там, в очень живой среде театрального творчества, для меня вдруг стало понятно всё то, чему меня учил меня мой наставник в спонтанной йоге.

        Кроме работы в театре, какое-то время я еще продолжал вести собственно йогические группы по традиционным схемам, но постепенно групповая работа потеряла для меня интерес.
       Всё-таки в группе невозможна та глубина, тонкость, и...как бы это выразить...настоящесть йогической практики - какая становится возможна при индивидуальной работе, когда всозникает некий уникальный, совершенно неповторимый процесс, некое таинство самопознания, обусловленное индивидуальным запросом и индивидуальными чертами обоих участников процесса.
        И тем более в группе невозможна лечебность, терапевтичность йоги, поскольку йоготерапия - это всегда исключительно индивидуальный процесс, наподобие, скажем, мануальной терапии...
        Ну и наконец, индивидуальная работа всегда требует более глубокого и точного знания предмета - тут нельзя работать "в общем" как на группе (тем более, когда речь идет о таких дисциплинах йоги, как например пранаяма), и потому индивидуальная работа - это еще и мощнейший стимул моего собственного развития в йоге, углубление понимания этой культуры, оттачивание элементов собственной практики...
        Так что в
 последнее время я занимаюсь йогой в основном индивидуально, или в составе семейной пары. Групповые же занятия я провожу только с теми людьми, кто прошел у меня индивидуальное обучение.
        Вообще о моем подходе к групповой работе я достаточно подробно написал на страничке о групповом ребефинге. Всё, что там написано, в полной мере относится и к групповой работе по линии спонтанной йоги.

 

Что есть йога?

 

        Далее, прежде чем говорить о спонтанной йоге, немного коснемся того, что же такое йога вообще, в принципе? 
        Ведь явление это нам "не родное", возникло не на нашей территории, не в нашем генотипе, фенотипе, психотипе, и соответствено, не на нем она и "обкатана", а значит она совсем не под нас и "заточена".
        Следовательно, брать йогу в чистом виде и практиковать её в наших условиях по тем же канонам, как она практикуется в Индии - это всё равно, что взять пальму в Индии, спилить её там, привести в Россию и воткнуть в землю - в надежде, что прорастет и укоренится...

        Конечно, есть в йоге какие-то универсальные элементы, которые скорее всего будут одинаково работать везде, хоть за Полярным Кругом, но есть элементы исключительно аутентично-индийские, и всё это нужно знать, иначе йога будет далеко не благом - что, к сожалению уже подтверждено практикой...
        А посему, если мы хотим блага для своего здоровья, мы должны разобраться в йоге с самых азов - начиная даже с самого термина "йога".

        Термин "Йога" в переводе означает «связь» или «соединение» (изначально, в глубокой древности этим словом называлось приспособление для скрепления лошади и колесницы :))
        При более же детальном этимологическом анализе, это слово состоит из двух частей, двух корней - "йо" и "га".
        Корень"га" в санскрите означает аспект движения. Причем, точно такое же значение этого корень имел и в старославянском языке (который, кстати, на удивление всех исследователей похож на санскрит как брат-близнец :)). И более того, в современном русском языке слог "га" встречается во многих словах, связанных именно с движением, то есть по сути дела, так и продолжает обозначать аспект движения: нога, дорога, телега, бродяга, бегать, прыгать, двигаться, и даже брага - тоже ведь движение:)))

        Корень "йо" (а также, кстати, его эквивалент корень "йа"), в санскрите связан с обозначением самости, сущности. И опять же, в нашем современном языке это тоже присутствует в виде буквы "Я" и соответствующего звука. Как мы помним из начальной школы, в фонетике русского языка звучание буквы "я", собственно так и обозначается - "йа".
        Суммируя всё вышесказанное, мы видим, что "йога" означает что-то вроде "движение к сущности" или "движение к своему Я" - короче говоря тот самый "Путь к себе" :)

        Кстати, невозможно тут не вспомнить древний русский сказочный образ - бабу Ягу. 

        Яга - Йага - Йога - очевидное перетекание смысла...

        Слово же "баба" до сих пор в Индии и вообще всём прилегающем к ней регионе (Пакистан, Бангладеш, Непал) означает отец - в том числе и "духовный отец": достаточно вспомнить знаменитого Саи-Бабу, или не менее знаменитого Бабаджи...

        Следовательно из под примитивно-лубочного образа старой злобной бабки проглядывает ни что иное, как продвинутый йог, духовный отец на пути йоги - самопознания.

        Как отмечают исследователи русского фольклора, в ранней сказочной традиции, баба Яга не имела столь негативного оттенка. А в более эзотерическом смысле все её "злые происки", типа сажать добра молодца в печь и т.д. - это было ни что иное как символическое описание различных испытаний для неофитов, молодых учеников.
        Разумеется, не все желающие "йогических знаний" эти испытания выдерживали, и тогда - каких бы знатных кровей ни были - без особых церемоний отправлялись восвояси, нередко обиженные и потом, уже "в миру" рассказывали сказки о злобности этих "бабов-йогов":)


        Итак, йога - это связь. А точнее даже ПРОЦЕСС связи - СВЯЗЫВАНИЕ, процесс соединения, процесс единения, обретения единства.

        В индийской духовной культуре под этим термином подразумевается реализация, проявление, пробуждение глубинной человеческой связи с Божественным Источником, со Вселенским Единством, с Духом, Абсолютом, Брахманом т.п. 
        Но это касается "чистой", индийской, аутентичной йоги, реализовать которую в наших условиях невозможно по вышеозвученным причинам - не под нас "заточена".
        В нашей среде - в России - такой практикой Единения со Всевышним является Православие, точнее православная духовная практика - исихазм.
        Йога же для нашей среды - это всё таки именно оздоровительная практика, а не духовная, как её ошибочно воспринимиают многие (а посему никакого антагонизма между йогой и Православием нет - о чем я чуть более подробно в одном из писем в своей многочисленной переписке).
         
        И здесь, говоря о смысле самого понятия "йога", мы подразумеваем то, что эта система может пробуждать и обеспечивать связь человеческого организма с его глубинными возможностями,внутренними ресурсами - поистине огромными, но заблокированными и подавленными существующей действительностью. 

        То есть, можно сказать, что это связь, единение с духом здоровья - как телесного, так и душевного. А дух здоровья - это радость, это игра, и потому к йоге в нашей среде лучше всего относиться легко, светло и где-то даже с юмором...
        

        Такая сбалансированная, адаптированная и главное - живая - практика йоги позволяет пробудить системы саморегуляции и адаптации организма, системы самовосстановления и саморегенерации. 
        Кроме того, такая йога поможет осуществить связь и с глубинной системой психической гармонизации, восстановления психического равновесия и восполнения душевных сил, утраченных в терниях нашей крайне усложнённой жизни.

        
        
Великий индийский мудрец Патанджали в своей знаменитой «Йога-Сутре» говорит: «Контроль дыхания (пранаяма) и устойчивые позы (асаны) тесно связаны с деятельностью ума», т.е. уже на ранних стадиях формирования, эта система была ориентирована на психологическую регуляцию.

        В более поздних трактатах по йоге (например, Хатха-Йога-Прадипика) об этом сказано еще отчетливее:

«...Управляя дыханием (праной), йогин управляет мыслью. Управляя мыслью, он управляет дыханием (праной). 
...Когда мысль поглощается, тогда дыхание останавливается. Когда останавливается дыхание, тогда поглощается и мысль. 
...Мысль и дыхание родственны подобно молоку и воде. Если дыхание останавливается в какой-либо чакре, то там же останавливается и мысль. Когда останавливается мысль, тогда прекращается дыхание. 
...Если действует мысль, действует и дыхание. Пока оба не остановлены, продолжают действовать все чувства (Индрии). Только остановкой их достигается освобождение.»
 


        Особенно интересно тут отметить, что в данном трактате термин "дыхание" отождествлен с понятием Прана - энергия, жизненность. Следовательно работая с дыханием, мы работаем с энергией.
         
        
И действительно, даже после непродолжительных занятий такой практикой, ощущается заметный прилив сил. За счет правильного дыхания, правильного движения и правильного осознания, энергия в теле аккумулируется и сохраняется, а не растрачивается, как это нередко бывает в упражнениях различных современных фитнесс-направлений и уж тем более - спортивных.    

        Вообще, надо отметить, что спонтанные техники - это одна из явных тенденций последнего времени в сфере самопознания, саморазвития и самооздоровления.
        Появляются целые направления, основанные на принципах спонтанности - например контактная импровизация, а так же всё больше элементов спонтанности появляются внутри традицонных направлений - йога, цигун и т.д.
        И потому мои давние наработки в практике спонтанной йоги всё больше становятся востребованными.

        Теперь перейдем ближе собственно к спонтанной йоге.

 

Спонтанная йога. Что о ней говорят?

 

        О спонтанной йоге в широкой информационной сети известно, но не так уж много. 

        Во-первых, о ней говорят как о некой «высшей ступени йоги», следующей за традиционной «волевой йогой», и в этом случае спонтанная йога является якобы результатом длительной практики последней. При этом, нередко происходит привязывание человека к несвойственному для массового российского сознания понятию «гуру», без которого выход на уровень спонтанной йоги якобы невозможен. В результате получается, что для человека, не искушенного йогическими опытами, не имеющего гуру (да и не особо о том жалеющего:)) спонтанная йога является как бы чем-то далеким и недостижимым. Чем-то, что существует только для узкого круга «продвинутых садхаков».

        Во-вторых, термин «спонтанной йога» употребляется как некое образное понятие, когда идет речь о тренингах, связанных с сексуальностью (напр. тантра). При этом весь контекст «спонтанности» именно сексуальный, а не йогический. И получается, что спонтанная йога, это некий «побочный эффект» сексуального тренинга и, соответственно, путь в неё лежит именно через «это». Соответственно, для людей, нерасположенных к экспериментам со своей сексуальностью, спонтанная йога как бы получается недоступна.

        И, наконец, в-третьих, о спонтанной йоге говорится как о некой произвольно возникающей у людей практике, обусловленной исключительно внутренними психическими процессами и напрямую не связанной с какими-либо йогическими школами и вообще йогической культурой (например, такое бывает в измененных состояниях сознания на трансперсональных тренингах или в процессах ребёфинга).

        Все эти варианты, конечно, имеют место быть, но на мой взгляд, они в той или иной мере заужают данное явление по принципу «слышал звон, но не знаю где он». 
        Всё это, действительно, присуще спонтанной йоге, но это только её частные проявления, а не её суть.
        Что касается первого («высшая ступень волевой йоги»). Приведем пример: такие качества человеческой души, как целостность и непосредственность, будучи свойственны каждому человеку при рождении, являются и началом духовного пути, и его результатом. Просветление, мокша, нирвана, характеризуются теми же самыми качествами, что и состояние младенца - даже с точки зрения структуры биоритмов мозга (только у младенца это бессознательная нирвана, а у будды - сознательная). Точно так же спонтанная йога (или, точнее говоря, принцип и сущность спонтанной йоги) пронизывает все уровни самопознания и духовного восхождения человека
        Она и вначале, и в конце. 
        Именно об этом сказано: «станьте как дети, и ваше будет Царство Небесное».
        Разумеется, масштаб реализации спонтанной йоги вначале, в конце, в середине пути весьма различаются, но сказать, что она только в конце пути – глубоко ошибочно. 

        Что касается второго контекста, в котором чаще всего упоминается спонтанная йога («побочный эффект» сексуального тренинга), то это просто проявление глубокой закрепощенности нашей западной цивилизации, когда спонтанность – даже у «продвинутых» людей ассоциируется преимущественно с сексуальностью. 
        Причина этого в том, что сексуальность без спонтанности просто не существует как явление, а другие явления вполне могут существовать с подавленной спонтанностью, поэтому в сексуальности спонтанность более заметна «невооруженному глазу». 
        На самом же деле, спонтанность присуща сексуальности ровно в такой же степени, как она присуща множеству других проявлений человеческого существа.

        Что касается третьего "частного случая" (произвольно возникающая практика) – то такие случаи как раз и показывают, что спонтанная йога заключена в глубине человеческого существа не зависимо от того, приобщен ли он к проявленной йогической культуре, знает ли элементы традиционных йог или не знает.
        Даже если не брать во внимание концепцию реинкарниции, то существование архетипов в общечеловеческом бессознательном сейчас уже не подвергается сомнениям психологами во всем мире. Таким образом, спонтанная йога буквально генетически присуща человеческой целостности. Соответственно, когда у человека хоть на какое-то время эта целостность возникает, он легко входит в спонтанную практику без каких-либо внешних влияний.

 


Спонтанная йога. Что она есть?

 


        Так что же такое спонтанная йога?

        Это ничто иное, как изначальная йога. 

        Как мы уже упоминали, «йога» в переводе с санскрита значит «единение». 
        Так вот изначальная йога – это единение человека и Всеобщности. 
        Единение, из которого человек начинает и которым заканчивает свой жизненный путь, свой путь познания и путь совершенствования. 

        Это йога, которая была ещё до возникновения самого понятия «йога».
        Это йога, с которой начиналось то бесконечное разнообразие йогических школ и направлений, существующее ныне. 
        Это йога, которая возникла совершенно не «от ума», без участия человеческого интеллекта. 
        Это йога, которая возникла из огромного интереса человека к тому высшему, что он в себе интуитивно чувствовал. Она возникла как потребность человека в глубинном самопознании.

        Гораздо позже – спустя много веков, а может и тысячелетий – в этот спонтанный процесс человеческого самопознания включился ум, интеллект, жаждущий все определить, расставить по местам и разложить по косточкам. Только тогда началось оформление и формализация того живого опыта, который давала людям спонтанная йога. 
        Только тогда появились такие понятия, как чакры, нади-каналы, тонкие тела, и т.д. – всё то, что сейчас является базовыми понятиями и элементами любого направления в йоге.         Но ведь с чакрами, каналами, тонкими телами люди непосредственно работали задолго до того, как назвали чакры – чакрами, нади – надями и т.д. 
        Чтобы эффективно работать с любыми элементами тонкого плана совершенно не обязательно эти элементы как-то называть (либо можно называть как угодно, не обязательно на санскрите) – точно так же, как можно никак не называть свое сердце или свои легкие, чтобы непосредственно их чувствовать и с ними работать. 
        
        Согласно эзотерической хронологии, процесс, когда весь это живой и непосредственный опыт начал схематизироваться и формализироваться (где-то в 7-ом тысячелетии до н.э.) был эволюционно обусловлен тем, что человечество входило в период Пятой Коренной Расы – период интеллектуального развития. Тогда это было нужно и своевременно. Cейчас же согласно этой концепции, время эволюционного перехода к периоду Шестой Коренной Расы, когда необходим синтез всех раздробленных знаний, интеграция всех разнонаправленных путей, и возвращение – на новом уровне – к изначальной целостности человеческого существа.

        Сейчас мы живем в период, когда абстрактный ум заполонил собой все сферы человеческого существования, проник во все самые сокровенные уголки человеческой жизни, не оставив ничего не ментализированного, не схематизированного. И сейчас, даже когда мы обращаем свое внимание на сердце или легкие, мы переживаем не столько их самих, сколько огромный комплекс своих представлений о них
         Мы знаем, как они устроены, как они выглядят, какие физическо-химическо-механические и проч. процессы там происходят, как должно быть правильно, как неправильно… Именно это мы и переживаем…
        
        Точно так же происходит и в отношениях между людьми: мы не воспринимаем друг друга непосредственно, а лишь через призму абстрактного ума, отсюда все наши межличностные конфликты. 

        Так же происходит в отношении между группами людей – взять хотя бы наиболее характерный тому пример – религии. 

         И, наконец, так же происходит между человеком и окружающим его миром – отсюда наши проблемы смысла жизни, потеря радости и интереса к жизни и т.д.

        Идя путем спонтанной йоги, мы возвращаемся к самому изначальному, что в нас есть, к своей непосредственной вне-умственной реальности, к тем глубинным структурам, на которых основано всё наше существо – как внутреннее, так и внешнее.
        
        Мы не перегружаем свою голову множеством замысловатых концепций, мы работаем с той реальностью, из которой все эти концепции произошли – с реальностью нашего собственного тела – абсолютно уникального явления Вселенной, в котором, собственно, вся эта Вселенная голографически заключена. 

        Мы не ставим перед собой те цели, которые превалируют в традиционных школах: что-то открыть, чего-то достичь, чем-то овладеть, кем-то стать, куда-то "продвинуться" и стать "продвинутым".
        Нас не интересует никакая «крутизна и продвинутость», нас интересует, что же мы на самом деле есть? Что мы есть в своей непосредственности, в своей реальности?


        Мы перестаем быть гусеницей – мы становимся коконом.
        Мы перестаем быть сложными на Пути, оставаясь на Нем
        Мы начинаем идти к первозданной глубине человеческого существа
        Мы начинаем идти к своим экзистенциальным корням.

        Само собой разумеется, в непосредственной практике мы для удобства будем опираться на весь тот колоссальный интеллектуальный багаж, который имеет йогическая культура. Мы будем опираться на все те базовые элементы йоги, которые всем известны, но без отождествления с ними.

        Основой практики спонтанной йоги является постижение принципов спонтанного движения. Причем в самом широком и глубоком смысле: как соотносится спонтанность и бессознительность, спонтанность и осознанность, спонтанность и рациональность.         Изучаются проявления спонтанности как физического тела, так и психики, ума, интуиции - то, что в эзотерике называется "тонкими телами".
        В процессе практики мы постепенно собраем представление об этих телах - непосредственно в своих ощущениях. Научаемся "узнавать" их. И постепенно нарабатывается навык спонтанного движения не только физическим, но и эфирным, астральным, ментальным телами.

 

Спонтанное движение - начало спонтанной йоги

 

     Сам принцип спонтанного движения как способа оздоровления, исцеления и саморегуляции известен очень давно - практически со времен зарождения человеческой цивилизации. Это и шаманские практики, и ритуальные танцы, и военные пляски и многие другие элементы культуры, связанные с ритмическим движением и ритмической музыкой.

        Яркими проявлениями такого рода техник - правда уже оформленные в какие-то конкретные формы - являются тай-цзи, ци-гун и им подобные. Эти техники явились результатом тысячелетий практики спонтанного, свободного движения. Они как бы вобрали в себя весь этот колоссальный опыт и явились его квинтэссенцией. 
        Но это совсем не означает, что с появлением этих техник, ценность и целительный потенциал спонтанного движения или динамической медитации упразднились. Совсем нет. Спонтанное движение или динамическая медитация - это совершенно самостоятельная оздоровительная техника, имеющая свою специфику и свои уникальные, только ей присущие, свойства.

        “Механизм” же оздоровительного воздействия спонтанного движения в общих чертах заключается в следующем.
        Причиной всех заболеваний и болезненных состояний человека, а так же и причиной усталости, утомления и упадка сил является неправильное протекание и распределение биоэнергии в организме, а как гласит древняя китайская мудрость - “нет такого заболевания, которое бы нельзя было вылечить правильным движением и правильным дыханием”. Это изречение связано с китайской традицией ци-гун, но оно всецело соответствует и спонтанной йоге.

        Этот принцип вполне очевиден и всем хорошо знаком: нередко бывает, когда некая боль или дискомфорт в теле снимаются каким-либо совершенно произвольным движением: потягиванием, встряхиванием, наклоном и т.п. Часто, находясь в болезненном состоянии, человек вдруг начинает как-то странно ходить туда-сюда, что-то “теребить”, делать какие-то как их называют “нервные движения” и т.д.
        Это и есть момент включения в человеческом организме принципа саморегуляции через движение.

        Хаос энергий буквально может разорвать человека изнутри, если не позволить телу хоть как-то двигаться, и это хорошо чувствуется и понимается любым человеком.
        Но в данном случае - это бессознательное включение этого принципа. Инстинкт самосохранения как бы вынуждает человека включить его, но ведь его возможно включать и в спокойной обстановке, вне конфликтов и потрясений.
        Если же это получается, то этот принцип работает на порядок более эффективно, поскольку сознание человека участвует в осуществлении такого движения.

        Ознакомившись с приемами самоностройки на спонтанное движение, выбрав соответствующее время и место, человек, отпускает тело, давая ему возможность двигаться свободно. Такое сознательное отпускание является сигналом к тому, что в организме естественным образом включается система саморегуляции, в результате чего начинают возникать те движения, которые необходимы для решения насущных проблем организма.

        Эти непроизвольные движения, а так же моменты замирания в различных позициях, помогают энергии пройти по тем каналам, по которым в повседневной суете она пройти не может, оставляя обесточенными какие-то органы или даже целые системы организма.

        Кроме того, в результате таких движений происходит естественное перераспределение энергии, т.е. из тех областей тела, где существует ее переизбыток, энергия перераспределяется в те области где существует ее недостаток и тем самым восстанавливается общий энергобаланс организма, что сразу восстанавливает психическое равновесие и успокаивает нервную систему.

       И, наконец, такие движения дают возможность аккумулировать энергию, восстанавливая общий энергопотенциал, что восстанавливает психологическую устойчивость и повышает сопротивляемость стрессовым нагрузкам.


       Фактически все, что сейчас широко известно об оздоровительном потенциале ци-гун можно отнести и к спонтанному движению, поэтому мы не будем раскрывать эту тему дальше, отметив лишь то, что в практику спонтанного движения включиться несколько легче, чем в практику ци-гун, где с самого начала существуют определенные стойки, позиции и специфические правила.

        Освоение техники спонтанного движения требует соответствующих занятий, количество которых определяется в зависимости от решаемых задач.

        На этих занятиях мы познакомимся с принципами динамической медитации, обучающими упражнениями, освоим несколько традиционных техник динамической медитации и начнем непосредственную практику.

        На этих занятиях мы познакомимся с принципами спонтанного движения, обучающими упражнениями, освоим несколько традиционных техник динамической медитации и начнем непосредственную практику. 

 

Традиционные элементы в спонтанной йоге

 

        После освоения принципов спонтанного движения, или даже параллельно этому освоению, мы изучаем элементы классической йоги.
        Какие это элементы?

        
        Во-первых, это, конечно же асаны.
        Спонтанное движение - это основа основ, это корни дерева нашей практики. Асаны же - это всё причудливое многообразие ветвей:)
        Существует не одна сотня йогических поз, около 80 из них считаются важнейшими, однако для поддержания здоровья вполне достаточно тридцати-сорока.

         Асаны, которые мы изучаем, для удобства освоения и запоминания, условно разделены на три группы:

         - асаны, выполняемые из положения стоя ( список этих асан вот здесь )
         - асаны, выполняемые из положения сидя
         - асаны, выполняемые из положения лёжа

        Кроме асан, мы изучаем основы Пранаямы.

        Пранаяма - это один из разделов классической йоги, тесно связанный с асанами - другим разделом йоги.
        Сейчас почему-то так сложилось, что на уровне массового сознания раздел йоги, посвященный асанам, оказался практически отождествлен с самим понятием йога.

        "Практиковать йогу" в представлении большинства - это значит выполнять асаны.

        Соответственно, "хорошая йога" - это там где правильно преподают асаны, подробно их выстраивают до мельчайших деталей, а "плохая йога" - это там где не так правильно, не так подробно выстраивают асаны.

        На самом же деле асаны - это только один из разделов классической йоги, можно сказать - один из лепестков этого древнего цветка индийской мудрости.
        И этот цветок - един, в нем все лепестки взаимосвязаны и более того - взаимозависимы.

       Что же касается того раздела йоги, который называется Пранаяма, то величайший мастер йоги нашего времени Б.К.С. Айенгар называет Пранаяму не иначе как "сущность йоги".
        И можно без преувеличения сказать, что так оно и есть: без Пранаямы все асаны - это не более чем физкультура, а с Пранаямой - это уже реальная энергетическая практика... 

        А Пранаяме можно научиться только вживую, ведь в этом сложном искусстве дыхания (или может даже - науке), существует большое количество внешне мелких, но по сути очень важных нюансов, причем эти нюансы очень индивидуальны!
        По крайней мере, самое начало практики должно происходить под наблюдением знающего человека.
        
      Скажем, в начале практики надо видеть именно со стороны как человек дышит, какие мышцы у него задействованы, какие латентны, надо подобрать ему специфические упражнения для включения тех или иных групп мускулатуры, а так же для выключения "лишних" мышц, которые часто бывают задействованы в дыхании (например часто при дыхании излишне раздувается живот, что создает неправильное положение диафрагмы и может вести к гипервентиляции лёгких).
        Нужно отрегулировать плавность, равномерность, ритмику, глубину его дыхания, научить отслеживать все эти параметры, чувствовать их.
       
Далее - нужно наблюдать как человек сидит, где у него центр тяжести, куда он отклоняется, если этот центр "гуляет" и многое, многое другое... 
        Всего этого ни в какой книге не опишешь - даже в такой гениальной книге по Пранаяме, как Пранаяма Дипика Айенгара (которая, кстати, является моим главным источником по Пранаяме, и которую я всегда очень рекомендую своим ученикам).
        И вот над всем этим мы и работаем на занятиях.

        Причем, тут есть еще один тонкий, но очень важный момент, который делает практически невозможным "массовое распространение" Пранаямы: её невозможно преподавать в большой группе!

        В большой группе можно заниматься Пранаямой только с уже обученными людьми, когда ведущий просто определяет последовательность упражнений, в которой мы сейчас работаем, а группа следует этой последовательности упражнений. Но сами упражнения каждый участник должен уже знать, пройдя то самое индивидуальное, непосредственное, живое обучение.

        Максимальное количество человек, с которым можно работать на стадии обучения - это три-четыре человека.
        Когда я пробовал работать с бОльшим количеством, то процесс шел крайне медленно, люди перегружались той информацией, которая им вобщем-то и не нужна (потому что когда я указываю на ошибки одного человека, правлю их, то другие люди просто вынуждены ждать, ведь у них-то совсем другие ошибки и особенности). 
        В идеале же это должно быть обучение "один на один".
        И это как раз то, что мне более всего нравится. Как я уже говорил, только так я в основном и работаю.


        Более подробно о Пранаяме и о том, в каком ключе я работаю, можно послушать на аудиозаписях, сделанных на некоторых наших занятиях:


пранаяма-аудио-01 (что это такое, каковы особенности моего подхода к Пранаяме, чем он отличается от классической Пранаямы и т.д.)

пранаяма-аудио-02 (нервная система с эзотерической точки зрения, принципы её питания и причины истощения, восстановление нервной системы посредством Пранаямы и т.д.)

пранаяма-аудио-03 (основные механизмы и принципы действия Пранаямы, как работают различные техники Пранаямы)

пранаяма-аудио-04 (первый комплекс пранаямы для восстановления нервной системы)

пранаяма-аудио-05 (эффекты Пранаямы, сексуальная энергия и энергия жизни, потеря энергии и её восстановление через Пранаяму, накопление энергии, некоторые опасности, связанные с возрастанием энергии, как беречь накопившуюся энергию и т.д.)

пранаяма-аудио-06 (продолжение разговора о сексуальной энергии, соотношение Праны и сексуальной энергии, сексуальные стандарты: общепринятый стандарт, йогический стандарт, даосский стандарт, толтекский стандарт, тантра и т.д.) 

         А вот аудиозаписи дыхательных техник, где я прямо проговариваю как дышать, на что направлять внимание и что делать.
         Эти записи можно скачать, и прямо под них заниматься. По сути дела, это та же самая йога-нидра, столь популярная ныне в народе:)

        Третьим основным компонентом нашей системы является суставная гимнастика.
        
        Суставная гимнастика является, во-первых, ценной сама по себе, а во-вторых, она отлично подготавливает тело к асанам.
        Дело в том, что согласно восточным канонам, суставы нашего тела особо тесно связаны с энергосистемой. Например, если взглянуть на схему основных меридианов, можно увидеть, что в районе каждого сустава существует скопление биологически активных точек.
        То есть суставы - это своего рода "трансформаторные будки", или "микро-подстанции", распределяющие энергию по телу.
        Соответственно работа с суставами активизирует энергетику, высвобождает энергию.

        Список упражнений, входящий в эту гимнастику вот здесь.

        И вот когда после изучения всего этого мы включаем всё это в процесс спонтанного движения, то эти асаны, бандхи, пранаямы работают на гораздо более глубоком уровне, включают гораздо более глубокие целительные и восстановительные процессы в теле.
        Даже те из моих учеников, кто был знаком с йогой до наших занятий, удивляются, насколько асаны, бандхи, крийи и пранаямы при таком подходе по-другому ощущаются, совершенно по-новому "звучат".
       То есть,
 далее уже начинается полноценная практика спонтанной йоги.

 

Практика спонтанной йоги

 

       Основной метод спонтанной йоги – это тесное переплетение спонтанного и волевого принципа. 
        Принцип спонтанности, лежащий в выполнении традиционных йогических упражнений, пробуждает в человеке способность интуитивного вхождения в информационное поле каждой асаны, каждой бандхи, каждой мудры и соприкосновение с архетипом каждого упражнения.
        При таком подходе тело научается выполнять упражнение с какими-то неуловимыми нюансами, присущими данному конкретному человеку и являющимися для него наиболее целительными.
        То же самое дыхательные упражнения: они будут строиться по этому же интуитивно-архетипическому принципу: интуитивное вхождение в архетип упражнения и поиск индивидуальных нюансов его выполнения.
        Такой подход позволяет сделать данные упражнения максимально целительными. Он позволяет входить в йогу как людям, находящимся не в самой лучшей физической форме, так и людям, хорошо физически подготовленным. Первым практика спонтанной йоги поможет постепенно укреплять тело как физически, так и энергетически, а вторым – существенно расширить диапазон своих возможностей и открыть для себя новый аспект йогической практики.

       После освоения этих четырех дисциплин: спонтанное движение, асаны, пранаяма и суставная гимнастика, практика спонтанной йоги вполне может стать основной оздоровительной практикой на всю жизнь - могу это подтвердить, во-первых, собственным опытом и своим очень даже неплохим для моих лет здоровьем и уровнем энергии, а во-вторых, опытом практики моих учеников, прикоснуться к которому можно через нашу многочисленную переписку по практике спонтанной йоги.  

        Кроме того, на этой же страничке с перепиской выложены музыкальные сборки, под которые мы работаем. 
        Там есть сессии различной длительности - для любого количества свободного времени, какое у человека есть: от 10-минутных сессий, до часовых.
        Эти сессии можно использовать не только для спонтанного движения, но и просто для медитативнй практики - любой желающий может их скачать и под них практиковать.
        Если в процессе такой практики будут возникать какие-то вопросы - пишите, разберёмся:)
        Если будут возникать какие-то интересные процессы - пишите, делитесь, я буду этому только рад:)

 

БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ В СПОНТАННОЙ ЙОГЕ
 

В последнее время тема бинауральных ритмов стала довольно известной среди людей, увлеченных самопознанием и саморазвитием. В интернете можной найти много разной, порой противоречивой информации о бинауральных ритмах. Есть мнения как "за", так и "против". Причем, и те и другие основаны на чьем-то живом опыте. Я в своей практике так же использую эту технологию, многое из неё уже вполне изучил, освоил и ввел в практику. И потому картина явления более-менее определилась.

Термин "бинауральный" происходит из латыни: “bini” – “два” и “auris” – “ухо”

Binaural beats - бинауральные ритмы, или "бинауральная пульсация", "бинауральное биение" или просто "бинауральный эффект" - это объективное природное явление. Типа как гудение ветра в проводах. Т.е. это просто физика.

Сам себе по резонанс колебательных систем - хорошо исследованное и понятное явление. А музыканты пользуются этим явлением вообще постоянно - настраивая свои инструменты.

Любой человек, хоть как-то соприкасавшейся с музыкой, знает, что если возбудить камертон на его стандартной частоте 440 герц (нота ля 1-й октавы) и поднести его к другому, невозбужденному, камертону с собственной частотой тоже 440 герц, то последний тоже начнет звучать. 
То же самое со струнами: если одна из двух одинаково настроенных струн зазвучит, то вторая без какого либо контактного воздействия, тоже начнет вибрировать - это прямо видно невооруженным глазом. 

Физика резонансного взаимодействия с таким же успехом применима и к биологическим системам.

В частности, это электромагнитные волны мозга.

Электрохимическая активность мозга приводит к появлению в нем электромагнитных волн, которые могут быть изучены с помощью физических приборов.

Частота этих волн зависит от активности нейронов в мозге. Поскольку нейронная активность носит электрохимический характер, функционирование мозга может быть изменено различными путями: путем введения специальных препаратов (психотропных), путем электромагнитной индукции, или путем резонансного взаимодействия с внешними системами. 

Например, кофеин, никотин и алкоголь относятся к психотропным средствам. Радио- и СВЧ-сигналы вокруг нас - второй тип, а бинауральные биения являются формой резонансного взаимодействия. 

Но сразу возникает настороженность: все приведенные примеры воздействия сами по себе негативны.
Кофеин, алкоголь, никотин, радио-, СВЧ - ничего хорошего для здоровья в них нет. Следовательно, когда о бинауральных ритмах говорится в такой связке, сразу возникакет вопрос: ну зачем нужно еще одно такое воздействие? Зачем нужна дополнительная нагрузка?

Тем более, когда речь идет о воздействии на мозг - на бедный наш мозг, который и так подвержен такому количеству непонятных воздействий...

Само словосочетание "воздействие на мозг" - уже весьма настораживает.

Возможны ли какие-то негативные влияния (тем более, что, как я сказал выше, негативные отзывы в сети есть)... 

Вот весь этот круг вопросов мы подробно рассмотрим на отдельной страничке, посвященной бинауральным ритмам>>